Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 14
ПлохоОтлично 

Особенности регистрации сетевого издания

В конце 2011 года в российский Закон «О средствах массовой информации (далее — Закон о СМИ) были внесены изменения и дополнения, при помощи которых была создана, пусть и не всеобъемлющая, но достаточно стройная система правового регулирования Интернет-СМИ. Последние получили название «сетевые издания», под которыми понимаются сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированные в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом о СМИ


До «создания» СМИ учредителю СМИ необходимо провести собрание или заседание и запротоколировать свое соответствующее намерение (от учредителя — частного лица, естественно, проведения собрания не требуется). Столь же проста процедура регистрации.
В государственный регистрирующий орган либо (в зависимости от региона предполагаемого распространения) в его территориальный орган учредителем СМИ подается заявление. Так как регионом распространения сетевых изданий является весь мир, то очевидно, что заявление подается в центральный офис регистрирующего органа.

С 2009 года регистрирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Роскомнадзор входит в структуру Министерства связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи).

Требования к содержанию заявления подробно изложены в Законе о СМИ (ст. 10). В нем должны быть указаны:
1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона;
2) наименование (название) средства массовой информации;
3) язык (языки);
4) адрес редакции;
5) форма периодического распространения массовой информации;
6) предполагаемая территория распространения продукции;
7) примерная тематика и (или) специализация;
8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
9) источники финансирования;
10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

Так как заявление подается до выхода в свет самого СМИ, то некоторые из раскрываемых в нем сведений носят условный предполагаемый характер, например, тематика, объем и периодичность выпуска. Предполагаемая территория распространения продукции для СМИ в Интернете, в силу их глобального характера, обычно указывается как «зарубежные страны, Российская Федерация».

В заявлении о регистрации сетевого издания необходимо дополнительно указать доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Требуется также предоставить копии документов, подтверждающие право использования этого имени сайта, заверенные в установленном законодательством РФ порядке с указанием паспортных данных физического лица — администратора доменного имени или ИНН, ОГРН юридического лица — администратора доменного имени.

В контексте вопроса следует заметить, что сведения, которые учредитель сообщает при регистрации средства массовой информации, регистрирующий орган, как правило, не проверяет. Но если впоследствии выяснится неточность в заявлении о регистрации, например, в сведениях об учредителе, то возможно признание свидетельства о регистрации полученным обманным путем. Этот факт может послужить достаточным основанием для того, чтобы через суд аннулировать регистрацию и прекратить деятельность этого средства массовой информации. Закон о СМИ запрещает повторную регистрацию, то есть регистрацию СМИ того же типа и с тем же названием (ст. 9).

Смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно наименования (названия), языка, формы и территории распространения продукции СМИ допускается лишь при условии его перерегистрации в том же порядке (ст. 11 Закона о СМИ).

К заявлению прилагается квитанция об уплате регистрационного сбора. Размер сбора установлен в Налоговом кодексе РФ (ст. 333.33). Этот закон не был изменен, чтобы учесть появление сетевых изданий как новой формы СМИ. За государственную регистрацию «иного» средства массовой информации (по прежней терминологии), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории всей Российской Федерации, взимается 6 000 рублей.

Следует ли регистрировать сетевое издание? В новой редакции статьи 8 («Регистрация средства массовой информации») Закона о СМИ говорится: «Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является». В этих двух предложениях говорится одно и то же: регистрация Интернет-СМИ в государственных органах является добровольным делом — при желании вы имеете такую возможность. При отсутствии такого желания принуждения не будет, но сайт в таком случае не будет рассматриваться как СМИ.

Вопросы регистрации Интернет-СМИ затрагивает постановление Пленума Верховного суда РФ от 15.06.10 «О практике применения судами Закона РФ «О СМИ». Одно из его любопытных положений говорит о том, что «регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации сайта в сети Интернет в качестве средства массовой информации, если его учредитель выразит желание получить такую регистрацию» (п. 6). Другими словами, если потенциальный учредитель сетевого издания обращается в Роскомнадзор с заявлением о регистрации, его должны удовлетворить. Главное, чтобы у такого сайта было постоянное наименование. Значение периодичности распространения массовой информации, столь важное для других СМИ, для сетевых изданий точно не определено. При этом не важно, насколько «медийным» является это название. Сайт может называться «муниципальное образование Ивановка», но после государственной регистрации он будет считаться СМИ. Фактически в реестре сетевых изданий можно найти сайт самого Роскомнадзора, сайты нескольких аэропортов и вузов, а также такие СМИ, как «Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации» и «Официальный веб-сайт Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда».

Добровольность регистрации в качестве СМИ довольно обманчива. Закон о СМИ говорит о том, что редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации за исключением предусмотренных в нем случаев освобождения от этой процедуры (ст. 8). Регистрация Интернет-СМИ не относится к этим случаям (государственные и муниципальные СМИ для издания исключительно их официальных материалов; печатные издания тиражом менее тысячи экземпляров; кабельные радио— и телепрограммы, распространяемые в пределах одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющие не более десяти абонентов). Т.е. мы должны читать эту норму Закона о СМИ так: «редакция сетевого издания осуществляет свою деятельность после его регистрации». Если у Интернет-СМИ есть действующая редакция, но нет регистрации, то нарушается закон.

Следует помнить и о норме статьи 17 Закона о СМИ, которая гласит, что права и обязанности учредителя и редакции возникают с момента регистрации средства массовой информации. Здесь вновь содержится указание на то, что редакция как таковая может действовать только после регистрации СМИ.

Стало быть, конфликт с Законом о СМИ возникает, если создается редакция незарегистрированного сетевого издания. Причем следует понимать, что редакция в данном случае это даже не организация, которая так называется, редакция — это по сути форма деятельности. Т.е. если в связи с размещением информации на сайте происходит процесс, который по своей сути является редакционным, например, есть лицо, которое редактирует материалы (тексты, фотографии, видео и т.п.) до их публикации на сайте и раздает задания по их подготовке; есть также лицо, которое решает, можно ли публиковать материалы других авторов-коллег в Интернете; есть редакционный договор или устав — то можно легко утверждать о наличии редакционной деятельности и, стало быть, о существовании редакции. Если участвующие в этом процессе лица стремятся обращаться к массовой аудитории, а не к узкому кругу друзей, то они распространяют массовую информацию, а стало быть, без регистрации СМИ нарушают закон.

Эти, на первый взгляд, тонкие противоречия в Законе о СМИ позволяют Роскомнадзору и органам прокуратуры проводить проверки и наказывать те редакционные коллективы, которые распространяют массовую информацию, но не зарегистрированы, за нарушение законодательства о СМИ — деятельность редакции без регистрации. Ведь согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (ст. 13.21) изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации влечет наложение административного штрафа с конфискацией «предмета административного правонарушения».

До вступления в силу поправок в Закон о СМИ в ноябре 2011 года короткое время действовали указания на сей счет постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.06.10 «О практике применения судами Закона РФ «О СМИ». Пленум полагал, что в Интернете нет продукции СМИ, так как согласно действовавшему тогда определению этого понятия обновление сайтов не считалось новой продукцией. В силу этого Пленум пришел к выводу, что сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как СМИ. Поэтому Верховный суд РФ полагал, что невозможно привлекать лиц, которые осуществляют распространение информации через сайт к ответственности за изготовление и распространение продукции незарегистрированных СМИ. Эта норма постановления Верховного суда была фактически отменена поправками в Закон о СМИ. Нормы схожие, но философия их разная. Верховный суд полагал, что редакция Интернет-СМИ может функционировать без регистрации, которая должна быть добровольной. При этом без регистрации она теряет права и обязанности, предусмотренные Законом о СМИ. Законодатель же решил, что регистрация остается добровольной, но если сайт действует как редакция Интернет-СМИ, то регистрация неизбежна. При этом регистрация введет редакцию в правовое поле, подконтрольное Роскомнадзору, и предоставит редакции права и обязанности, предусмотренные Законом о СМИ.

Постановление Пленума Верховного суда 2010 года ненадолго закрепило сложившуюся в отсутствии четких норм правовую традицию, когда регистрация Интернет-СМИ проводилась только на добровольной основе. Роскомнадзор широко осуществлял практику регистрации «электронных СМИ», то есть распространяемых в Интернете. Регистрация проводилась в добровольном порядке, никакого принуждения к ней не было. Правда, по крайней мере в одном случае в 2006 году суды попытались наказать Интернет-журнал «Новый фокус» (Хакассия) за «распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации».

Закон о СМИ (ст. 27) требует от редакций зарегистрированных СМИ публиковать т.н. выходные данные, то есть полезные для аудитории сведения о самом средстве массовой информации.

В редакции Закона о СМИ 2011 года от печатных периодических изданий, например, ожидают указания сведений (в каждом выпуске) об учредителе (соучредителях); фамилии, инициалов главного редактора; порядкового номера выпуска и даты его выхода в свет; индекса; тиража и др. Разумеется, газета (журнал) должна сообщать свое название. О своем наименовании (названии) должны не реже четырех раз в сутки сообщать теле?, радиоканалы. Сообщения и материалы информационного агентства также должны сопровождаться его наименованием (названием). В отношении сетевых изданий подобные требования в Законе о СМИ пока не прописаны. Правда, на них распространяется норма о том, что любое зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных название зарегистрировавшего его органа и свой регистрационный номер. Закон здесь следует минимальным требованиям, впервые предложенным в постановлении Пленума Верховного суда РФ 2010 года.

Нарушение порядка публикации выходных данных влечет за собой административную ответственность по статье 13.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) — штраф и (или) конфискация продукции СМИ.

Плюсы и минусы регистрации СМИ

Есть ли плюсы в регистрации Интернет-сайта в качестве СМИ для его редакции? Разумеется есть, особенно когда ее деятельность направлена на поиск и распространение собственной общественно-политической информации.

Основные плюсы регистрации Интернет-СМИ

- Получение «привилегий» редакций СМИ:
1. доступ к информации по запросу редакции;
2. получение аккредитации при госорганах;
3. получение экономических льгот.
- Получение прав журналистов.
- Возможность освобождения от ответственности.

Только после регистрации в качестве СМИ работающие в них авторы и редакторы приобретают статус журналиста со всеми соответствующими ему правами.
В частности, как журналисты они получают дополнительные (по сравнению с остальными гражданами) возможности по поиску и получению информации.

Редакции зарегистрированного Интернет-СМИ легче получить аккредитацию при тех или иных государственных органах и органах местного самоуправления. На нее распространяются нормы статьи 57 Закона о СМИ об освобождении от ответственности.

Зарегистрированным Интернет-СМИ легче участвовать в конкурсах, проводимых Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечати).
К «тактическим задачам» этого агентства относятся: содействие и развитие национального информационного пространства (преимущественно через информационно-пропагандистские мероприятия РИА Новости), стимулирование и содействие развитию патриотическо-воспитательной тематики в СМИ, формирование в обществе устойчивого противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма.

Гранты региональных органов власти также все чаще выдаются не столько на освещение событий той или иной социальной тематики, сколько, например, за формирование позитивного общественного мнения относительно пользы и темпов реализации приоритетных проектов.

Результатом всех этих юридических плюсов является и дополнительный плюс психологический, ведь когда человек видит, что на интернет-странице написано «зарегистрирована в качестве СМИ, номер регистрации такой-то», то во многих случаях это вызовет к этой странице доверие: принадлежность к числу СМИ предполагает больший контроль за качеством и надежностью распространяемой информации.

Основные минусы регистрации Интернет-СМИ

- Наделение Интернет-СМИ обязанностями редакций по публикации опровержения (ответа).
- Наделение сотрудников обязанностями журналистов.
- Подчинение контрольным функциям Роскомнадзора, включая вынесения предупреждения и требование аннулирования регистрации в качестве СМИ.

У регистрации в качестве СМИ есть и свои минусы. При появлении регистрации в качестве СМИ у них и у их сотрудников возникают не только дополнительные права, но и новые обязанности. Это обстоятельство, вероятно, удерживает многие Интернет-ресурсы от обращения за такой регистрацией.

Какие это обязанности? В случае если на сайте распространяется порочащая информация, то по решению суда, если эта информация признана недостоверной, ее могут обязать опровергнуть. В случае с зарегистрированными СМИ дать опровержение этой информации необходимо в порядке, предусмотренном Законом о СМИ. То же касается и реализации права на ответ.

Журналист, в том числе журналист Интернет-СМИ — это лицо, которое занимается редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации. Наделение сотрудников Интернет-СМИ обязанностями журналиста означает необходимость соблюдения правил, которые необязательны для других граждан. В ряде случаев несоблюдение обязанностей журналиста может привести к их правовой ответственности. Например, любой вправе размещать информацию в блоге. При распространении информации, которая оказалась по решению суда порочащей и недостоверной, блогер понесет ответственность. Ответственность журналиста за такое же деяние должна быть больше, ведь от него вправе ожидать профессионального подхода к работе с информацией, в частности проверки ее достоверности — это одна из обязанностей журналиста.

Если сайт зарегистрирован в качестве СМИ, то его сотрудники будут подчиняться контролю Роскомнадзора, включая проводимые им плановые и внеплановые проверки, вынесение предупреждений редакции. Предупреждения Роскомнадзора редакции средства массовой информации могут привести к аннулированию свидетельства о регистрации в качестве СМИ и к тому, что Интернет-ресурс перестанет считаться СМИ.

Здесь есть важная тонкость. Заключается она в том, что, если свидетельство о регистрации СМИ аннулировано, это не означает, что сам сайт должен прекратить свое существование либо сменить название. Если в случае, например, с газетой аннулирование свидетельства означает смерть издания: газету запрещено выпускать без регистрации — то в ситуации с Интернет-СМИ это не конец сайта, это лишь прекращение регистрации в качестве СМИ. Не регистрации доменного имени, не регистрации хостинга, а только регистрации в качестве СМИ. Конечно же, впоследствии, если регистрация аннулируется за распространение запрещенной информации, экстремистские и подобные призывы, то журналистами заинтересуется Следственный комитет, и возможно, что суд примет решение по прекращению доступа к этому сайту или его части, но это будет уже другая история, развивающаяся по другим правилам, не связанным с Законом о СМИ. Проблемы возникнут в любом случае, идет ли речь о СМИ или нет.

На это указывает и замечание постановления Пленума Верховного суда РФ 2010 года о том, что «лица, допустившие нарушения законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации без учета особенностей, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации».

В случае нарушения закона ответственность за совершение противозаконных действий в зарегистрированном Интернет-СМИ либо просто в Интернете будет скорее всего той же. Это происходит в силу того, что законодательство и судебная практика приравнивают высказывания в Интернете к публичным высказываниям и призывам. Мера ответственности за распространение незаконных материалов в «публично демонстрирующемся произведении» обычно эквивалентна наказанию за то же деяние в СМИ.

Число зарегистрированных в России Интернет-СМИ уже превысило шесть тысяч и прирастает последние несколько лет на тысячу с лишним каждый год.

Статья представляет собой фрагмент готовящегося к публикации учебного пособия автора «Правовые основы регулирования деятельности Интернет-СМИ».

ОГРН (основной государственный регистрационный номер) — государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.

См. Показатели деятельности Роспечати на 2012 г. См.: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/pokazateli/plany/item1894.html


Андрей Рихтер


"Журналистика и медиарынок", № 04, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Наталья Кривякина, «Искитимская газета», Новосибирская область
Часто приходится слышать, что журналистика — сфера творческая, мол, достаточно таланта, а учеба в университетах ничего не дает. Увы, без четких знаний жанров, умения отличить одно от другого стать хорошим журналистом невозможно. Это как поварское искусство. Пока не научишься жарить картошку и варить простые макароны, кулинарные шедевры приготовить, а еще лучше — придумать, не получится.