Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

В САМЫЕ МРАЧНЫЕ ВРЕМЕНА ЛЮДЯМ НУЖЕН СВЕТ


Сюжеты, изложенные в хорошем стиле и с верностью свободе прессы, помогают людям лучше понимать сложный мир, в котором мы живем. Осознавая это, журналистские союзы и ассоциации предприняли Инициативу Этической Журналистики, глобальную кампанию для возрождения изначального значения журналистской миссии.

В состоянии хаоса 

Перед лицом углубляющегося глобального кризиса — экономического спада, терроризма и всевозможных конфликтов, изменения климата, бедности и болезней — еще важнее становится деятельность журналистов в уничтожении барьеров предрассудков, невежества и бесправия, а для массмедиа в целом быть стражем при правительствах и власть имущих. 

Это непростая задача в эпоху Интернета, когда перестает существовать такое понятие, как сугубо локальные новости. Одним щелчком мыши сугубо частное становится глобальным и сотни миллионов людей связаны друг с другом через компьютеры или телефоны, о чем мы не могли и помыслить всего несколько лет назад. 

И хотя люди рады возможности легкого доступа к информации, которая объясняет смысл происходящих вокруг них событий, обилие технологий и инноваций трещит под давлением вредной и назойливой информации. 

В то же время СМИ находятся в состоянии хаоса. Развивающиеся технологии изменили работу журналистов, и прежние доходные рыночные модели уже не обещают хороших дивидендов.

Работодатели экономят на стоимости продукции, создают ненадежные рабочие места, и условия, при которых достижение высоких стандартов журналистики становится все труднее. В подобной ситуации верность СМИ этическим принципам становится еще важнее. 

Острое любопытство и мечта булочника 

Нам следует признать, что, несмотря на то, что концепция независимой журналистики и свободы прессы пришли к нам из конкретного исторического контекста и из западной культуры, но изначальное стремление к ним универсально и существует с незапамятных времен. 

С древности во всем мире общества нуждались в корректной информации. Какие армии наступают? Выиграна или проиграна битва? Что это за новая болезнь, от которой все умирают? Как воспользоваться новыми изобретениями или надежными поставками еды или и одежды? 

Купцы — путешествующие торговцы были основным источником информации извне, и нет сомнения, что были торговцы — приверженцы правдивости и точности, и те, кто распространял слухи и ложную информацию как чуму (возможно, еще и просто чуму). 

Цезарь прекращал подробные записи своих битв, как только они заканчивались — он понимал, насколько важен «первый черновик истории». Филипид был героем, принесшим весть, когда он проделал свой знаменитый марафон в Афины (возможно, чтобы предупредить об опасности, исходящей от персов, а не просто сообщить о победе). 

Бурно расширяющиеся империи открывали миру новые идеи и приносили информацию наравне с богатством и торговлей. Представления людей о чужих землях были верными, или неверными, в зависимости от рассказов путешественников. 

Великие мореплаватели, от индийских торговцев до морских путешественников упомянутые в индийских драмах, египтяне, греки и римляне в Средиземном море, китайский моряк Жен Хи, который исследовал Тихий и Индийский океаны в начале пятнадцатого века, конкуренция между мореплавателями Европы за открытие путей на Восток, который привел Европу в Америку — все они торговали информацией попутно с драгоценными камнями.  

Мы можем представить себе географическую карту, как метафору современных массмедиа — это информация о жизни и смерти в красивой упаковке, иногда досконально точная, иногда катастрофически неверная. 

И подобно современному медиамагнату эти древние путешественники сочетали в себе острое любопытство с мечтой булочника о земле, власти и деньгах. Древние ученые изучали звезды, соединяя педантичное научное наблюдение с мифами и фантазиями. 

Вечная борьба 

Быстрый скачок в первое десятилетие XXI века, и мы видим, что массмедиа и журналистика, усиленные смешанными технологиями и онлайновой революцией никогда раньше не играли такую огромную и влиятельную роль в мировых событиях. Однако борьба за независимость журналистов все еще идет практически в каждом уголке мира. 

Частью этой постоянной борьбы является противоречие между принципами журналистики с одной стороны, и коммерческими, или политическими интересами, или же волей работодателей — с другой. Журналистские союзы побуждают своих сотрудников к соблюдению этических принципов в работе и оказывают поддержку, когда те отказываются от неэтических действий. 

Это нелегкая задача в любых обстоятельствах, но она вдвойне усложняется, когда работодатель в жестком экономическом климате требует от работника сенсационных статей и образов. Гонка за рейтингами и прибылью заставляет некоторых работодателей создавать невыносимые условия во многих новостных СМИ, все более ограничивая профессиональный рост. 

На самом деле для многих работодателей это не столько вопрос «несогласия» с журналистскими организациями (союзами, или профессиональными группами), сколько принципиальное неприятие права этих организаций каким-либо образом вмешиваться редакторскую политику.  

«Право руководства» часто использовалось как прикрытие для того, чтобы отнять права журналистов на коллективное мнение о том, что такое этика. Простейший способ лишить журналистов возможности отказа от неэтичных действий в работе — это попытаться убрать их со сцены, по крайней мере, как коллектив. 

Это повторяющийся кризис. Последние 100 лет медийная индустрия неохотно шла на внедрение стандартов в свою деятельность, или на принятие тех, которые установили журналисты. Создание советов прессы и других форм самоуправления под руководством работодателя во многих странах датируется с момента кризиса, когда избыток СМИ подтолкнули правительства к идее введения законодательного контроля.  

Даже сегодня во многих частях света разгневанные политики кивают на проступки и преступления журналистики, чтобы оправдать собственные чудовищные действия по внедрению цензуры и контроля над СМИ.

Угроза вмешательства властей всегда присутствует, как и другие преграды для плюрализма, из за консолидации и концентрации СМИ, чрезмерной коммерциализации и неуместного давления со стороны религиозных сообществ и других заинтересованных сторон. 

Все эти факторы — опасность для принципов этической журналистики, которые были изложены во многих программах и кодексах, выработанных журналистами за многие годы.  

ИЭЖ стимулирует журналистов, профессионалов массмедиа, политиков всех уровней и гражданское общество к поиску новых путей применения главных принципов журналистики в современных СМИ.  Эти принципы таковы: 

Принцип Один: Говорить правду — стойкая приверженность к фактической достоверности; умение предвидеть возможность ошибки; установление достоверности задавая вопросы; готовность признавать и исправлять ошибки; понимание того, что правда, не лежащая на поверхности, может быть добыта только посредством скрупулезного расследования, углубленных интервью и при хорошем знании темы. 

Принцип Два: Независимость и Объективность — публикуемые материалы, которые доведены до конца без сокрытия значимых фактов; стремление избегать тенденциозности; отказ от негативных оценочных терминов; допущение обоснованного и осмысленного несогласия; давать возможность подвергшимся нападкам высказаться; не поддаваться соблазнительному влиянию коммерческих или политических интересов.  

Принцип Три: Гуманизм и Солидарность не наносить прямого, осознанного ущерба другим; минимизировать возможный вред; сохранять открытым сознание и осмыслять происходящее; уважать права общества и моральные качества самой журналистики. 


"Журналистика и медиарынок", № 10, 2009.



 

 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.