Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

ОПАСАЙТЕСЬ ЭТИХ МЕСТ 


Экономический кризис обострил конкуренцию между СМИ. Вчерашние коллеги стали «стучать» друг на друга

 

 

Скидки для рекламодателей, завышение тиража, перепечатки из Интернета, сбор данных о подписчиках, экстремизм ради хохмы, публикация официоза меньшим тиражом. За нарушение законодательства могут приложить не по-детски. 

Прежде чем угодить скидкой

Одна из ярких тенденций, обозначенных кризисным годом, нарушение редакциями законодательства в желании угодить кормильцам-рекламодателям. Федеральное антимонопольная служба блюдет закон, поэтому число штрафов растет. Зафиксированный нами рекорд 74 протокола, выписанных за нарушения в одном номере журнала.

Попытки рекламного отдела угодить рекламодателям, предоставляя им всевозможные скидки, могут обернуться банкротством средства массовой информации. Если скидка превышает 20%, налоговая инспекция вправе задать вопрос: в связи с чем вы установили скидку конкретному приобретателю ваших услуг? Вопрос обусловлен 40 статьей налогового кодекса.

Если вы предоставляете скидки без четко прописанных положений маркетинговой, тарифной политики, в которых указано в каких конкретных типовых случаях вы предоставляете эти льготы, вам доначислят НДС, а получателю скидки доначислят налог на прибыль. Разницу между вашей прайсовой ценой и той, которую вы предоставили. Вряд ли ваши клиенты будут в восторге от подобных сюрпризов, даже если сумма для них не особенно велика. 

При возникновении непосредственных юридических угроз в нерабочие часы вы можете позвонить управляющему партнеру Коллегии юристов СМИ  по телефону +7 (495) 211 6039

Персональные данные - в железный ящик

Еще одно опасное место - персональные данные. По возможности воздержитесь от хранения персональных данных в электронной форме. Лучше храните в бумажном виде в железном ящике, подготовив несколько простых документов: положение о конфиденциальности соответствующей информации, приложение к трудовому договору допущенных лиц  и их список.

О подводных камнях, подстерегающих тех, кто пустился в плавание с промоакциями. Естественно, что журналисты хотят знать как можно больше о своих подписчиках. Имейте в виду, что тот, кто ставит галочку в нашем подписном купоне, не дает нам разрешение (оно должно занимать две страницы текста) на хранение и обработку своих персональных данных.

Обратитесь к ближайшему юристу и решите, как законным образом обрабатывать данные, собираемые при реализации маркетинговых акций. 

Кирдык липовым тиражам и перепечаткам

Еще одна опасность – завышение тиражей. Раньше это было распространенной практикой, немногие могли избежать искушения пустить пыль в глаза рекламодателям фальшивыми цифрами. Это каралось довольно мягко, стандартной санкцией был штраф в 10-20 тысяч рублей. Сейчас ситуация принципиально другая, в январе уже рассмотрено первое дело, в рамках которого ФАС возбудила дело о нарушении законодательства о конкуренции.

Это принципиально другая сфера, где возможны штрафы в размере 10-15% от оборота предприятия. Тиражи проверяются легко, эта практика уже отработана и наказать провинившегося будет несложно. 

Об Интернете и мнимой доступности информационных материалов. Прозвучал звоночек - информационные агентства стали защищать свои новости квазиавторским правом. То, что никогда не защищалось в качества объекта исключительных авторских прав, берется под охрану. Что же говорить о литературных произведениях и иллюстрациях, вытащенных из Интернета и опубликованных в СМИ.

Подобные действия уже наказываются в судах. Недавно Рамблер был вынужден заплатить 50 тыс. за авторское право, а уж поисковики раньше вообще не воспринимались как возможный ответчик в этих вопросах.

Не все рискующие пьют шампанское

В газете «Арсеньевские вести» публикуется много острых материалов, но предупреждение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций редакции было вынесено не за статью, а за карикатуру. У сотрудника ЖКХ на рукаве была нарисована свастика. 

Экстремизм ходит рядом, а это и прекращение деятельности СМИ, и возможность ликвидации юридического лица. Лучше эти опасные места обходить стороной.

«Карикатура к статье «Горемычные жертвы ЖКХ» – выражение сарказма по поводу того, что тарифы на жилищные услуги безжалостно обирают приморцев до последней нитки, как гитлеровцы местных жителей на оккупированных территориях во время Великой Отечественной войны.

Мы не считаем, что нарушили закон, и будем доказывать это в суде», - говорят сотрудники газеты «Арсеньевские вести»  Т. Демичева, М. Завадская, И. Гребнева

Многие редакции являются официальными публикаторами. Вполне объяснимое желание в условиях кризиса сэкономить: напечатать постановления и решения на худшей бумаге, какой-нибудь вкладочкой меньшим тиражом. Хочу предупредить: если мы распространяем нашу газету тиражом 10 тысяч экземпляров, а вкладку -  2 тысячи, то попросту воруем деньги из бюджета.

Это легко вычисляется и наказывается. Призываю очень серьезно относится к подобным способам экономии, особенно если на бюджетные деньги существует два-три претендента.

Федор Кравченко,

управляющий партнер коллегии юристов СМИ

+7 (495) 798 4745


ЮРИСТЫ  ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ

  • Коллегия юристов СМИ –  объединение юристов России, которое занимается всеми вопросами правового обеспечения деятельности СМИ
  • Юридическая помощь доверителям оказывается силами более чем 180 юристов-корреспонденто
  • Доверители Коллегии – 650 медийных холдингов, телекомпаний и радиостанций, рекламных агентств, редакций газет и журналов, артистов и корпоративных пресс-служ
  • Юридическая помощь Коллегии ориентирована не только на крупные корпорации, но и на небольшие региональные медийные компании

"Журналистика и медиарынок", № 3, 2010

 



 



 

 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».