Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 

НОВЫЕ МИНЫ И КАПКАНЫ ДЛЯ ПРЕССЫ

Теоретики опять предрекают скорую смерть районных и городских газет. Есть ли для этого основания? Есть. Но угроза нависла не над всей региональной прессой. 83-й Федеральный закон предписывает до 11 мая 2011 года ликвидировать редакции, работающие в формате автономных учреждений

 

Кто на новенького?

Я возглавляю холдинг, в который входит 21 районная газета, все они находятся в областной собственности. В течение нескольких лет после выхода закона об автономных учреждениях мы постепенно, медленно и аккуратно, переводили районные газеты области в форму автономных учреждений

Не секрет, что большинство районных газет убыточны. Перевод в новый формат осуществлялся в зависимости от уровня самоокупаемости. Для начала преобразовали в АУ 5-6 редакций, у которых уровень самоокупаемости был 70-80 % , за два года они вышли в ноль, а затем стали рентабельными.

Хороший пример заразителен. Сейчас редакторы говорят: - не нужны нам ваши бюджетные деньги, мы хотим работать спокойно. Вы нас «достали» бесконечным переоформлением документов.

Затем у нас прошел второй этап. Газеты с уровнем окупаемости 50-70% мы также перевели в автономные учреждения. Это было в 2007 году. Затем все остальные. Таким образом, у нас более двух десятков редакций существуют в этой организационно-правовой форме. В том числе национальная татарская газета (у нас многочисленная татарская община), которая тоже практически рентабельна.

Едва мы завершили процесс, и вдруг выходит новый закон: «Друзья, вы больше не можете так существовать, вы должны вернуться, либо в государственные учреждения, либо в бюджетные учреждения нового типа».

Изменение законодательства для автономных редакций означает переход на казначейское исполнение, переход с упрощенной системы налогообложения на НДС, на «классику», что фактически приводит к увеличению расходных обязательств и ухудшению экономической ситуации для местных СМИ.

Во многих регионах подобная ситуация. Минфин говорит: «Ребята, вы должны самоликвидироваться, переоформиться». А потом, не исключено, нормы опять изменят - надо будет снова переформатироваться. Разговаривая с редакторами районных газет, я понял, что проблема не только в переоформлении документов.

Но кого-то все это очень устраивает. Довольны энергетики, и не только они. Ты приходишь в организацию, а там говорят: «О, дорогой друг, ты теперь новенький, заплати ка нам за подключение, за техническое присоединение и т.д.». А если канализация есть - и за нее заплати, ты для нас золотой клиент.

Я думаю, что федеральный законодатель упустил эти моменты.

Выдали автора

Складывающаяся юридическая практика присутствия СМИ в Интернете уже пугает. Отдельные активные веб-издатели уже задумываются, не уйти ли в оффшор и зарегистрировать доменные имена там?

Пример номер один. Штатный журналист газеты раскопал информацию про одного высокого начальника, о том, что некая компания провела канализацию на его личную дачу за бюджетные деньги. Опубликовать эту информацию он нигде не может и размещает материалы на общем сайте. Пишет там комментарии, народ внимательно читает.

Через несколько дней к нему приходят люди в погонах, говорят, что возбуждено уголовное дело по клевете, забирают его компьютер и компьютер сына. Журналист в панике, он к тому же тяжело болен, жена в истерике, сын в испуге.

Нам удалось погасить конфликт. Через знакомых объяснили «герою», что если дело не прекратить, то человека он, может быть, и посадит, но его моральные убытки будут очень большими.

Дело закрыли за примирением сторон. Но факт остается фактом: каждый комментарий, который оставляется на форумах регистрируется. Собственники хостинга не хотят ссориться с правоохранительными органами и те немедленно узнают о том, кто разместил. интересующую их информацию.

Правовая коллизия

Проблема, возникшая у региональных издателей Ульяновской области. Вспыхнул корпоративный конфликт двух бизнес-структур, одна из которых завладела зданием, а другая - небольшая типография - владела частью этого здания. Новые собственники, бывшие сотрудники силовых структур, перекрыли здание: «Это наша частная территория, и вы больше сюда ходить не будете». Отключили электричество, воду. Типографские работники несколько месяцев ходили на работу через окно.

Они начали бороться, писать, размещали обращения в газетах, в Интернете. Одно и то же обращение размещали везде, где только могли. Немного переборщили в эмоциональном плане. Противоположная сторона с помощью юристов подала в суд по факту публикаций и получила на руки судебное решение, что ряд высказываний порочат честь и достоинство, требуется большая денежная компенсация.

Они распечатали все сайты, где это было опубликовано. Один из региональных сайтов, там есть функция форума, которая не модерируется. Каждый заходит и размещает все, что хочет. Они это распечатали и понесли в суд. Суд рассматривает публикацию на форуме как публикацию средства массовой информации и накладывает полную ответственность, которая предусмотрена законом.

Вот тогда люди задумались о переносе доменного имени в оффшор, а СМИ, которое зарегистрировано на этом сайте, ликвидировать. Тогда суду очень трудно будет привлечь их к ответственности.

Череда судебных процессов показала, что нередко суд в вопросах Интернета некомпетентен. Судьи часто не понимают, о чем речь. И когда к ним приходят серьезные люди с адвокатами, с распечатками из Интернета и говорят: - мы хотим получить компенсацию, - суд принимает их сторону. Судьи относятся к электронным материалам, как к печатной версии.

То, что форум не модерирован, и что порой редакция не имеет ни финансовых, ни технических возможностей в онлайн-режиме модерировать все публикации, судьи не догадываются. Любая возможность немодерированного интерактива чревата возбуждением уголовных дел, исками о защите чести и достоинства и провокациями в адрес журналистов, искусственно созданными.

В первом случае милиционеры могли бы придти и забрать компьютеры не только у журналиста, но и у ребят, которые держат сайт, в рамках уголовного дела о клевете изъять сервер и сказать: - мы будем заниматься этим вопросом. А сколько они будут этим заниматься, одному Богу известно.

У меня, как у политтехнолога, автоматически возникает схема. Я открываю сайт, у которого есть функция размещения комментариев или форум со свободным доступом. Сам про себя размещаю негативный материал, распечатываю, иду к нотариусу, заверяю, захожу на портал, удаляю эту информацию, чтобы собственники сайта не могли меня вычислить, прихожу в суд и говорю: «Возместите мне моральный ущерб». И суд возместит

Сергей Давыдов,

директор ОАУ Государственная корпорация СМИ «Медиа 73», Ульяновск

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Журналистика и медиарынок, № 11, 2010

 


 

 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Валентина Корзунова, газета «Черногорский рабочий», Республика Хакасия
Мне повезло в том, что сословный снобизм меня не коснулся. В юности я очень много путешествовала, ездила по недостатку денег автостопом, ночевала с друзьями в охотничьих избушках, деревенских домах, полевых станах и благодаря тому опыту поняла, что самый незаметный человек, с самой непрестижной профессией может быть очень интересным собеседником, не просто умным и образованным, а и мудрым. Главное, задушить в себе спесивость, превосходство горожанки с философским образованием, а просто стать интересной для собеседника, и тогда он столько расскажет, что иного и в книгах не найдешь.