Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

Просто о Боге

В нашем городе священников четверо. Начав знакомство с анкеты «Батюшки мои», за год газета успела освятить, на ком батюшки женаты, где и как учатся, как постятся и как пришли к Богу.


Пять заповедей православной полосы

Два священника ставят на дороге щит с надписью:
«Конец близок. Измени свой путь, пока не поздно!». Проезжающий мимо водитель кричит:
— Проклятые сектанты, достали вы уже! — и жмет на газ. Машина исчезает за углом. Через миг оттуда доносится громкий бульк.
Один священник говорит другому:
— А ты был прав. Надо было писать просто: «Мост разрушен»...

По-моему, этот анекдот — про православную журналистику: намерения благие, но общего языка с аудиторией не нашли.

1. НЕ УБИВАЙ
Читательского интереса

«Русь крещена, но не просвещена». Диагноз от Лескова оброс новыми симптомами. Люди все также мало знают о церкви. Но теперь они думают, что знают о церкви достаточно.
СМИ продолжают заваривать в общественном сознании кашу из астрологии и йоги, суеверий и околоцерковных мифов. Читателя, привыкшего есть это каждый день, кормить православием — все равно что нудить о пользе рыбьего жира и ждать, что подросток начнет покупать его вместо колы.
Вывод: чтобы рука читателя дрогнула и потянулась к православной странице, надо сделать из нее конфетку. Точнее, витамининку: полезную по сути, удобоваримую на вид (жанры и стиль), в яркой упаковке (дизайн полосы), с аппетитным названием (заголовки). Забудьте про то, что вечные ценности в рекламе не нуждаются: это тоже гордыня.
«Любознательность к христианским тайнам, которые когда-то покорили мир, может стать вниманием, а вслед за тем и интересом со всеми вытекающими последствиями.
А может превратиться в любопытство праздное, затем скучающее, которое выдохнется окончательно», — знает закончивший журфак МГУ монах, руководитель информационно-издательского управления патриархата.
Православной полосе в еженедельной городской газете «Заречье» скоро год. Судя по звонкам в редакцию и комментариям на сайте газеты, интерес к ней растет. Как только эта полоса появилась на сайте газеты, автоматический счетчик читательского интереса признал: даже у интернет-аудитории интерес к православию не намного ниже, чем к социальной тематике.
Что мы делаем для того, чтобы читатель с громким бульканьем не исчез за поворотом?

2. Не произноси
имени Бога напрасно

Когда главный редактор еженедельной городской газеты озадачил идеей «Даешь православную полосу в каждый номер!», возник вопрос: для кого? Годовой опыт подтвердил изначальное предположение: ее читатели — не прихожане местной церкви, а «захожане». Так священники называют людей, которые заходят в церковь освятить куличи на Пасху и поставить свечку в родительскую субботу. Захожан намного больше, чем прихожан — около 80% населения закрытого города Росатома. И их очень волнуют вопросы религии.
Чтобы к аудитории потенциальной максимально приблизить аудиторию реальную, полосе о православии надо было стать вкусной и нужной — в обывательском, а не глобальном смысле. И только после этого можно заняться просвещением. Ведь только при попадании в организм витамины начинают приносить пользу.
Из концепции родилась структура полосы, закрепленная жестким макетом.

Каждую неделю читатели находят на привычном месте:

  1. Ответы священника на вопросы читателей — первые 100 вопросов придумывали сами, теперь от них нет отбоя.
  2. Православный календарь тщательно просеян через сито читабельности.
  3. В рубрике «Знали ли вы» любопытные факты в один абзац: когда женский день у православных, сколько длится Пасха, как звали Деда Мороза и где хранятся терновый венец с плащаницей?
  4. Местная новость или полезная информация: когда венчаться в 2011 году или во сколько отправятся автобусы на кладбище, расписание праздничных богослужений.


В какую бы из рубрик ни шел материал, он написан не высоким церковным штилем, а современным светским языком. Автор, который представляет, для кого он пишет, и разбирается в том, о чем пишет, не будет ссылаться без нужды на Иисуса Христа, прятаться за цитатами и пугать читателя ссылками на Библию типа «Тыр.5; Пыр.7».

3. Не сотвори
себе кумира

В стране, где православие было вычеркнуто из жизни трех поколений, писать о Боге надо просто. И это самое трудное. Давит авторитет темы. Большой соблазн впасть в елей, который плохо переваривает не только светский читатель.
«По-моему, это не для живых
людей», — довелось услышать от священника про «благость» одного церковного издания. После этого я вынесла на свой рабочий стол цитату шеф-редактора «Журнала Московской патриархии»: «Религия — это очень заразная штука. Начнешь вникать, станешь апологетом, что для журналиста нежелательно — перестанешь быть журналистом, а превратишься в пропагандиста».

Личное вероисповедание журналиста не должно выплескиваться на газетную полосу назиданиями с придыханиями

Оставив сусальность иконам, о живой вере надо писать живым языком, а не проповедями. (Правда, поначалу, чтобы доступно написать один абзац ,приходится изучить не один труд святоотеческой литературы.)
Мы пишем не жития святых, а о конкретных верующих людях: о регенте, просвирнице, звонаре, матушке или убогом, который просит милостыню. Люди — лучше любой проповеди. Рассказ о вере через личность убедителен. Истории чужих сомнений и испытаний дают читателю возможность соотнести свою жизнь с этим жизненным опытом.
А от комплекса перед авторитетностью темы меня избавила следующая мысль. Все, что Бог хотел сказать людям, он сказал в Библии. У газеты — своя специфика.

4. Не кради

В «Заречье» только собственная информация, а не перепечатки из Интернета. Это подкупает читателя, рождает уважение. Но дается непросто.
Все 15 лет работы в газете я была уверена: нет более закрытого для газеты респондента, чем чиновники. Оказалось, есть — священники. Если интервью с епископом пришлось добиваться два месяца, то с женой священника — полгода. Прежде чем впустить в дом, позволив «популяризировать образ русского батюшки», священник должен был убедиться, что журналист свободен от той самой магической каши в голове. Зато статья «Замужем за батюшкой» с фотографией матушки за рулем иномарки получилась одной из самых душевных.
В каждом информационном пространстве свои медиалица. Священники, как инопланетяне, имеют уникальное свойство: информация о них любопытна и прихожанам, и тем, кто в Бога не верит — по разным причинам, но в равной степени.
В нашем городе священников четверо. Начав знакомство с анкеты «Батюшки мои», за год газета успела освятить, на ком батюшки женаты, где и как учатся, как постятся и как пришли к Богу.

Ждать новостей от духовенства — все равно что ждать милостей от природы. Церковь в России находится в положении реагирующего: зарылись в Пензе какие-то безумцы в подземелье, только тогда церковь начала объяснять, что последние дни наступят не таким образом.
И потом священники искренне верят, что они — последние, у кого могут быть новости. Разве что с
2000-летней бородой. Они и не подозревали, что ремонт церкви, паломническая поездка, пожертвования, защита диплома настоятелем — все это местные новости под заголовками: «Зачем в храме сняли иконы?», «Владыка привез в Сирию снег», «На храм идут кирпичи и квартиры», «Настоятель стал богословом».

Если новостей нет совсем, что для церковной жизни города с
60-тысячным населением не редкость, то их делает журналист. Например, в информации «Заречный на посту?» проанализировали изменение цен на мясо и грибы в пост. Другую новость «В часовне стало жарко» в день выхода газеты растиражировали все областные СМИ. Хотя речь шла всего-навсего об установке системы отопления, благодаря которой появилась возможно крестить и зимой.
Спустя год активного общения с батюшками — о чудо! — они звонят сами: «У нас, кажется, есть новость». А на воскресной службе могут за руку подвести прихожанина с интересной историей. Есть в копилке и своеобразный комплимент от настоятеля: «Была бы ты мужчиной, не пришлось бы недостающего священника искать!»

5. Не желай ничего,
Что у ближнего твоего

Православной прессе нет нужды завидовать многообразию жанров журналистики светской. Потому как она вправе использовать весь диапазон жанров газетных. И не только.

За год на нашей православной полосе кроме статей и интервью успели отметиться:

  • аналитическая статья «Кому строим храм?»;
  • репортаж «Православный пионерский» (из православного лагеря — название не помню);
  • «Церковный детектив» (о возвращении в храм редкой иконы);
  • испытано на себе «2 часа вокруг Заречного» (про крестный ход);
  • путевые заметки «Чудеса подземелья» (подземный монастырь);
  • житейская история «Воскресла на глазах»;
  • зарисовка «Как пекут святыню?»;
  • хроника «Рождество: от храма до роддома»;
  • топы «4 самых чтимых святых»;
  • конкурс «Как красить яйца?»;
  • православные анекдоты и притчи.


Кстати, большинство заголовков на православной полосе — в виде вопросов. И это не случайно. Ведь само православие — это скорее вопросы, нежели ответы. А значит, быть перспективной темой для журналистики — ему сам Бог велел.


Татьяна Никулова, зав отделом
социальных проблем газеты «Заречье», автор «Православной полосы»

"Журналистика и медиарынок", № 07-08, 2011


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».