Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

3 феномена

Мне кажется, что мы много говорим о доверии прессе, а надо говорить больше о экономических, базисных условиях развития сегодняшней прессы. Потому, что если пресса будет по-прежнему служить, если пресса будет по-прежнему опираться на какие-то очень шаткие экономические основы «нравится-не нравится», то о каком доверии может идти речь? Люди будут просто зарабатывать себе на жизнь.


«Если сегодня лишить финансирования газеты, то мы одни останемся, скучно будет»

Нет универсальных рецептов. Их не было и не будет. К сожалению, пока получается так, что интересы власти таковы, что они очень плотно будут пеленать все те газеты, которые на нее работают. И поэтому все решения по этому поводу могут очень лукаво разрешаться.
То есть общественные деньги будут отдаваться тем СМИ, которые работают на определенные интересы власти — выборные
и другие

Первый феномен Левина

Якутия — один из газетонаселенных регионов России. Здесь издаются 2 государственные газеты, муниципальные газеты. В последнее время появилось много маленьких газет, начиная с желтых, криминальных и других.
Есть и феномен. Мы знаем, что федеральная пресса сильна во многих российских регионах.
В Якутии у федеральной прессы маленькие тиражи. Якутия — это 940 тысяч человек на 3 млн 156 тысяч квадратных километров. Это огромные пространства, и в этом смысле Якутия может быть интересна как республика, где все российские проблемы обострены до невозможности. Потому что в улусах, маленьких северных районах проживает мизерное количество людей и издаются маленькие газеты. Тиражи этих газет могут быть минимальные, даже где-то 200 экземпляров. Нужны ли такие газеты? Нужны.
Мне кажется, что мы много говорим о доверии прессе, а надо говорить больше об экономических, базисных условиях развития сегодняшней прессы. Потому что если пресса будет по-прежнему служить, если пресса будет по-прежнему опираться на какие-то очень шаткие экономические основы «нравится-не нравится», то о каком доверии может идти речь? Люди будут просто зарабатывать себе на жизнь.
Я бы просил моих коллег из Союза журналистов и коллег вообще больше говорить об экономике. Сегодня в Якутске в одном из университетов, в котором я преподаю, сейчас создают курсы на уровне бакалавриата «Экономическая журналистика».
То есть идет процесс переучивания людей, и это необходимо делать, для того, чтобы, если гром грянет...

А он грянет этот гром, потому Что экономическое положение многих просто неизбежно приведет к буре

Газета «Якутск вечерний» появилась в 1994 году как часть холдинга.
Это во многом семейный бизнес. Жена — редактор газеты, старший сын — директор газеты, младший сын — директор издательства. В течение
10 лет нам пришлось пройти огромный путь в отличие от многих коллег. Они, к сожалению, этот путь не прошли, потому что обстановка была комфортная. Об экономике не было речи в государственных газетах, им всегда и так давали деньги.

И вот пришло время, когда нужен какой-то разгон, нужно какое-то время, чтобы определиться, в какую сторону идти. У нас достаточно продвинутый Союз журналистов, департамент занимается государственными газетами. Но в последние годы даже в улусах появились газеты, которые готовы выйти на самостоятельный путь.
Я считаю, что это огромное достижение и опыт таких газет мог бы стать достоянием, потому что в Якутии очень сложные условия жизни. Он мог бы стать достоянием, и мне кажется, что такой опыт этих газет надо собрать, его надо спакетировать. Надо о нем говорить отдельно.
«Якутск вечерний» выходит сегодня тиражом 56 тысяч экземпляров.
В Якутске живет не менее 300 тысяч человек, в республике где-то 950 тысяч человек. Мне кажется, что главное — это наполнение газеты, что мы в газету вкладываем.
Когда меня спрашивают, в чем успех этой газеты, я всегда говорю об одном. Была масса тяжелых ситуаций, власть не любила эту газету.
Сейчас в последнее время установилось равновесие. Прежний президент и прежний мэр Якутска по-настоящему не любили эту газету. Это выражалось в обычных формах (ну там пожарные и еще кто-то).
Теперь стабилизировалась обстановка, новый президент пришел, новый мэр пришел, который меня советником сделал. Правда, я раз посоветовал, больше не приглашает. Но я думаю, это нормальный процесс. Так вот, люди знают, о чем пишет эта газета. Там могут быть ошибки. Там могут быть самые разные вещи. Но люди верят, что газета напечатает все то, что она узнает.

Второй феномен Левина

Второй феномен, который мы преодолели. Маленький город, маленький район, где люди знают друг друга. Самое трудное сказать «нет». Потому что тебя знает весь город. И если эти люди попадают в поле зрения газеты — это очень тяжелая проблема, проблема малого города.
Проблема сказать «нет», если тебе звонят и говорят: «Ты понимаешь, что если будет напечатан такой материал, то произойдет то и то».
А все знают заранее, что готовится в газете, есть какие-то кроты, которые сообщают об этом.

Самое тяжелое для меня сказать: «Нет, Я в это не вмешиваюсь»

Один из приемов, который пришлось применить — я всем искренне сказал: «Я учредитель, я выполняю закон о СМИ. Я не вмешиваюсь в оперативную деятельность газеты».
Я действительно не вмешиваюсь в оперативную деятельность газеты, я ее читаю вместе со всеми. Вот когда получает газету читатель, и я каждое утро ее открываю и думаю, что меня ждет. Это очень важный момент, мы о нем почти не говорим, а в условиях небольшого района, небольшого города это очень серьезная проблема.
И вторая проблема в том, что газета имеет свою принципиальную позицию, и, как бы сложно ни было, газета не должна идти на компромисс. Я сам менеджер и понимаю, что в основе менеджмента лежат альянсы, договоренности. Но как можно с государством договориться?
Если наши газеты сами работают на государство, только по-своему. Они хотят, чтобы климат был чище, чтобы меньше было воров, чтобы лучше было жить. А говорят, об этом не пиши и о том не пиши. Мне кажется, что сама по себе постановка вопроса заводит в тупик.
Мы еще издаем информационную газету. Тираж у нее 45 тысяч. Женскую газету, тираж 15 тысяч. Есть рекламная газета. Мы начинали с рекламной газеты. Сначала мы заработали на рекламной газете, потом перешли к общественно-политической. Так что у нас
3 общественно-политические газеты и одна рекламная.

Третий феномен Левина

«Якутск вечерний» уже семь лет подряд является абсолютным призером тиража года. У нас был такой случай. Нам задолжала государственная фирма, которая реализовывала прессу. «Якутск вечерний» отказался давать свои тиражи в их киоски. Прошло три недели, пришли киоскеры, сами собрали деньги. Им нужна наша газета, чтобы с ней продавались другие издания. Теперь у нас предоплата.
Если бы мы не изменили в корне систему распространения, нас бы тут сегодня не было. Когда-то я был участником жарких дискуссий о почте. Мы что-то хотели добиться от почты. Я говорю об этом, потому что Якутия — это 3 млн квадратных километров. «Якутск вечерний» в содружестве с почтой в Тикси на берегу Ледовитого океана стоил бы под 100 рублей. У газеты объем 72 страницы, а иногда доходит до 104 страниц. Поэтому мы пошли по пути создания собственной системы распространения. Во всех магазинах города Якутска, даже в маленьких магазинчиках, реализуется наша пресса. Это третий феномен.
Как договариваемся с торговлей, могу рассказать отдельно. Газета сотрудничает с почтой на 25% тиража, чтобы люди могли выписывать ее на самых отдаленных территориях. Существуют воскресные рынки, куда торгующие привозят продукты, а потом уезжают пустыми. Если им нравится газета, они загружают нашу газету.
«Якутск вечерний» ввел закон — предоплата. И ни один экземпляр не печатает типография, если он не затребован. Поэтому тиражи газеты «Якутск вечерний» плавающие.
..
Можно выжить, надо, чтобы люди подумали и не торопились. Надо заложить эксперимент по разгосударствлению в пяти-шести губерниях, где журналисты более или менее организовались в частные самостоятельные медиапредприятия. Там, где есть некий консенсус частного и государственного газетного бизнеса. Там, где есть некие договоренности. Может, там провести эксперимент и посмотреть, что из этого получится. Потому что если сегодня лишить финансирования государственные газеты, то мы одни останемся и мне скучно будет.

Из выступления на медиафоруме «Судьба региональной прессы: проблемы господдержки, приватизации, взаимодействия СМИ и органов власти».
XV Международный фестиваль
журналистов «Вся Россия-2011»


Леонид ЛЕВИН,
генеральный директор издательско-полиграфического дома «Норд-Пресс»,
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

"Журналистика и медиарынок", № 10, 2011


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Наталья Кривякина, «Искитимская газета», Новосибирская область
Часто приходится слышать, что журналистика — сфера творческая, мол, достаточно таланта, а учеба в университетах ничего не дает. Увы, без четких знаний жанров, умения отличить одно от другого стать хорошим журналистом невозможно. Это как поварское искусство. Пока не научишься жарить картошку и варить простые макароны, кулинарные шедевры приготовить, а еще лучше — придумать, не получится.