Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Правила реанимации

Мне дали карт-бланш. Было обещано после назначения, что три месяца ни одного звонка из здания правительства в редакции не раздастcя. И что бы мы ни делали, это обещание действительно соблюдалось.


«Нам некогда задумываться о смерти бумажной прессы»

«Пензенская правда» — самодостаточное издание, которое может существовать и без поддержки власти. Более того, мне дали карт-бланш. Было обещано после назначения, что три месяца ни одного звонка из здания правительства в редакции не раздастся. И, что бы мы ни делали, это обещание действительно соблюдалось

Областные газеты вымирают как мамонты?
Во многих территориях подобное утверждение недалеко от истины. Только не в Пензе. Реанимация газеты «Пензенская правда по пунктам от главного редактора газеты» Павла Шишкина

Не только дизайн

Нами взят основной постулат, чаще свойственный негосударственным СМИ, — мы работаем для читателя. Соответственно, переделали дизайн. Начали с обложки. Если мы работаем для людей, то на первой полосе в первую очередь должны быть люди. Я посчитал, за 11 месяцев у нас губернатор на обложке появлялся только два раза.
И то оттого, что приехал премьер-министр. Грешно это не вынести на обложку.
В верхнем квадрате полосы стараемся подавать события, которые интересуют всех.
К примеру, в центре города снимают памятник Карлу Марксу, который там лет 80 стоит.
Квадраты по бокам логотипа — это уже работа на розницу, которой раньше не было и ею никто всерьез и не занимался.
Вы знаете, как лежат газеты в киоске, — сливаются заголовки и названия. Обилие воздуха вокруг логотипа выгодно отбивает нас от конкурентов. Хотя реклама уже на эти квадраты неоднократно покушалась — место выгодное.
Но это табу.
Последняя полоса — это фактически та же обложка. Когда читатель берет газету, он смотрит первую, а потом переворачивает номер на последнюю полосу. Иногда наоборот. Поэтому стараемся здесь помещать конкурсы, саморекламу, если реклама — то четверть полосы максимум. И то в основном это спонсоры наших же конкурсов. Иногда, конечно, грешим, ведь деньги всем нужны.
Обратите внимание на заголовки. Стараемся очень тщательно с ними работать. Например: «Водитель, поддай пару». Мы считаем, что это должны быть люди, которые находятся в какой-то конфликтной, противоречивой ситуации и которые чего-то добиваются.
Герой материала «Водитель, поддай пару» — обычный мужик, который всю жизнь занимался перевозками, гонялся на своем фургоне по разным областям. Потом машина стала старенькой, уже далеко не уедешь, а денег поменять нет. Наш «кулибин» переоборудовал фургон в сауну.
И теперь ездит по вызовам, по санаториям, по дачам, парит народ. Человек нашел прекрасный выход из ситуации, не стал ни от кого ждать помощи.
Или «Ползком марш». Намечалось абсолютно официозное мероприятие, примерно как сдача норм ГТО. И тут мы узнаем, что в его рамках будет проходить первенство по ползанию младенцев. Моментально находим в редакции журналиста с младенцем и выставляем на первенство своего «ползуна», который еще и выигрывает. Практически делаем из мероприятия комикс с этим ползающим младенцем. Народ с удовольствием рассматривает фотографии.

Свои звезды

У нас свои звезды. Раньше у газеты существовал договор с неким агентством, по-моему, «Столица» оно называется, куда заказывали какие-то материалы, в Москву платили какие-то деньги и оттуда присылали интервью, скажем, с Киркоровым, с Пугачевой. Мы ушли от этой практики полностью. Решили, что звезд нам хватит своих.
Во-первых, тесно задружились с нашим театром. Театр популярен в городе, народ ходит. Приезжают новые актеры. Появились новые актеры — дали крупно их лица, представили. Народ смотрит, разглядывает.
Многие из них снимаются периодически в каких-то сериалах, каких-то фильмах, которые, опять же, люди смотрят. И соответственно, этим интересуются.
Далее. Скажем, есть много людей, которые когда-то с чем-то интересным сталкивались. Их просто надо найти. Живет у нас, например, дяденька, работает методистом в зоопарке, который в свое время снимался в одном фильме с Софи Лорен. Раскопали сей факт, достали кадры из фильма — народ читает, народу нравится.
Очень тесно работаем с нашими спортсменами. При этом у всех журналистов их мобильные телефоны. Прошел какой-нибудь чемпионат мира, победили они — мы не ждем, когда они приедут, соберут пресс-конференцию.
Мы звоним прямо туда. Как правило, в первый час после выступлений трубку они еще берут. Потому что мамы, папы поздравляют, ну, тут и мы такие хорошие, появляемся, какой-никакой эксклюзивчик берем.

От рядовой жалобы к массовой проблеме

Существовало такое поветрие.

Поскольку рассчитывали раньше в основном только на административный ресурс и считалось, Что в селе легче заставить народ оформить подписку, в газете доминировала сельская тематика, город редакцию не интересовал

При этом город — это 30% населения области. Основной рекламодатель там. Мы начали бороться за городского читателя, сделали полосы «Городской маршрут», «Городские темы», именно то, что интересно горожанам. То есть транспорт, проблемы с жильем, какие-то неурядицы с водой и так далее. При этом активно использовали инфографику, как, впрочем, сейчас и по всей газете.
Обратная связь. Что волнует читателя — должно волновать нас. Мы должны знать, чего хочет читатель. Поэтому на первой полосе наши телефоны. У нас есть редакционный мобильный телефон, который включен с восьми утра до десяти вечера. То есть в любой момент можно позвонить, прислать SМS, передать любую информацию, что-то спросить. Все обязательно фиксируется.
Внимательно работаем с письмами, и часто бывает, что рядовая, скажем, жалоба приобретает весьма широкий резонанс. У нас была история, когда женщина жаловалась на то, что в доме у нее соседи поставили какое-то самопальное газовое устройство. Потом выяснилось, что весь район живет с такими устройствами и может взлететь на воздух в любой момент.


Нередко на областных совещаниях озвучивается, что говорят родители, родственники чиновников. Из этого тоже можно вытащить информацию. Так, губернатор на планерке рассказал, как он с группой чиновников приехал в район. Отсидели длинное заседание, пошли в туалет. Дверь оказалась закрытой. Где ключ? Ключ у вахтера. Где вахтер? Дома. Пришли к вахтеру. Вахтер ключ потерял. В общем, искали ключ больше часа.
К всеобщему облегчению, водитель монтировкой туалет вскрыл.
Тогда еще поговорили, но что об этом писать? Посмотрели, и выяснилось, что подобная ситуация чуть ли не во всех районах области. Вздохнули, господи, нам еще туалетных проблем не хватает.
В то же время — есть проблема? Есть. Дали материал.
Я потом удивился, когда читал отклики. Новосибирск, Москва, Казань, Тель-Авив. Со всей страны на сайт приходили реплики. Стало понятно: сложности с туалетами не только у нас — везде. А мы в эту тему — попали.

Техника безопасности

Да, государственному СМИ очень тяжело. Трудно работать в тех рамках, в которых мы существуем.
И при этом еще быть глазами и ушами общества. В то же время мы понимаем и другое. Если я сейчас вступлю в открытый конфликт с властью, это не приведет ни к чему хорошему, потому что любая война — это потери. И у власти, и у общества, и у газеты.
Но у газеты самый слабый жизненный ресурс, в данном случае финансово мы пострадаем больше всех. У нас была ситуация, когда я понимаю — надо публиковать материал. И в то же время
очевидно — пойдем на конфликт, начнутся звонки сверху.
Публикуем. Но при этом ищем такие варианты, чтобы никто не придрался. Например, находим в Интернете губернаторское высказывание по этому поводу, ставим его в качестве экспертного мнения.
Я прекрасно понимал, что после того, как губернатор выступит экспертом, ни один чиновник не позвонит. Так и случилось.
Где— то маневрируем, решая самые разные проблемы газеты, и думаем, что в общем-то скоро жить мы будем еще лучше. Планы у нас большие, и о смерти бумажной прессы мы уже не задумываемся.

(Из выступления на конференции «Контент и форматы современных СМИ». XV Международный фестиваль журналистов «Вся Россия-2011»)


Павел Шишкин

"Журналистика и медиарынок", № 10, 2011


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,