Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 9
ПлохоОтлично 

Телега без лошади

Соберите преподавателей журфаков, попросите выпустить СМИ, и увидите, что из этого получится


В России журналистика как наука и журналистика как практическая деятельность существуют сами по себе.

Преподаватели журфаков пишут не востребованные работающими журналистами книги и защищают диссертации, выводы которых не помогают работе редакций.

Фраза «храм науки» применимо к журналистскому образованию звучит особенно точно.

Университетские занятия напоминают богослужения, когда из раза в раз твердят прописные истины, никак не связанные с реальной жизнью.

ОДНА ИЗ МОИХ ЗНАКОМЫХ, корреспондентка отдела культуры крупной общенациональной газеты, по образованию — учитель музыки. Журналистского диплома у нее нет, и получать его она не собирается. «Как только я открою какой-нибудь учебник по журналистике, мне тут же хочется его закрыть», — объясняет она и не считает, что ошиблась, выбрав в свое время вместо журфака консерваторию.
Большинство учебников по журналистике действительно написаны для каких-то иных целей, а не для обучения будущих журналистов.

ВОЗЬМЕМ, НАПРИМЕР, УЧЕБНИК по устройству и ремонту автомобилей. Что вы там увидите? Разбор того, как устроены различные узлы автомобиля, а также инструкции о том, как выяснить, что сломалось, и как устранить поломку. А теперь представим, что учебник для автомобилистов написали так же, как учебник для журналистов.
Что мы увидим теперь? Рассуждения о роли автомобилей в научно-техническом прогрессе человечества.
О том, что выпускать хорошие автомобили — это хорошо, а выпускать плохие автомобили — это не хорошо. Что, находясь за рулем автомобиля, нужно осознавать, что ты не просто рулишь и куда-то едешь, а участвуешь в мировом процессе передвижения людей и товаров, и от того, насколько оптимально этот процесс организован, зависит развитие человечества во всех остальных сферах.

ВАМ ТОЖЕ ЗАХОТЕЛОСЬ закрыть такую книгу? Все, что написано там, — правильно. Только это либо банальности, сказанные сложными словами (например, о том, что когда человек поступает этично, обществу становится лучше, а если наоборот — хуже), либо неприменимые на практике вещи (например, публиковать в своих материалах только ту информацию, в достоверности которой уверен на 100%). Получается этакая гимнастика для мозга, чтобы не засох. Но если он у вас и так не засыхает, нужна ли вам эта гимнастика?

ЧЕМ ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ НАУКА? Она должна собирать практический опыт, систематизировать его, делать выводы и внедрять их, повышая таким образом эффективность производства. Это индуктивный путь. Есть еще дедуктивный, когда ученого пробивает, что нужно что-то делать именно так, он проверяет, доказывает и затем тоже предлагает к внедрению.
Без внедрения наука — ничто. Матерное слово, которое начинается на «п» и заканчивается на «о». Еще Маркс писал, что лучший критерий истины — это практика.
А теперь посмотрите на полку книг, посвященных журналистике, и оцените, какой практический толк от всего этого.

ПОСМОТРИТЕ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ, которые защищают на журфаках. Почему-то в технических вузах диссертации — это усовершенствования оборудования или технологии, а на журфаках диссертации — это описания чьей-то деятельности, какой-нибудь зарубежной газеты, журналиста прошлого или позапрошлого века.
В журналистике все хорошо с технологией? По-моему, гораздо хуже, чем, к примеру, в автомобилестроении. На «жигулях» при всех их недостатках можно ездить. А в большинстве издаваемых в стране газет вообще нет вменяемых статей. Откройте свою районку и убедитесь. А ведь это — самый массовый и тиражный сегмент прессы.

ВОТ ВОПРОСЫ, которые интересуют меня: с помощью каких слов и оборотов в заголовке можно автоматически цеплять внимание читателей (всех либо определенных групп аудитории), как влияет длина предложений и абзацев на восприятие текстов различной тематики, какими способами можно побуждать корреспондентов увлекаться темами, которые им спустило начальство?
Мне нужны не просто рассуждения. Рассуждать и я умею. Мне нужны экспериментальные подтверждения с выходом на рекомендации, которые можно было бы использовать в работе с гарантией результата.

В БИБЛИОТЕКЕ ИНСТИТУТА публицистики Свободного университета Берлина я видел диссертацию на тему «Факторы эмоционализации при подаче текстов в газете «Бильд». Диссертация — набор таблиц, в которых автор высчитывал, какова длина предложений, какие части речи используются, из какой сферы, с чем ассоциируются, какие обороты, какие варианты возможны.
В результате получилась анатомия того, как делается «Бильд», и понимание того, как это можно делать. Почему у нас нет подобных исследований? Почему ресурсы нашей науки тратятся на сбор по сути бесполезной информации? Почему остаются без внимания реальные проблемы отрасли и самая главная из них — безнадежная убыточность российских общественно-политических СМИ?

СЛУЖИТЬ ИНТЕРЕСАМ общества может только экономически здоровое средство массовой информации. Независимость прессы начинается с экономической независимости. Эти высказывания я много раз слышал от немецких преподавателей во время учебы в Свободном российско-германском институте публицистики при журфаке МГУ.
Что такое экономическая независимость? Это когда СМИ живет на заработанные им деньги, то есть полученные от рекламы и от продажи тиража (в случае с прессой, у эфирных СМИ доходы — только от рекламы). Подавляющее большинство российских СМИ зарабатывают не просто меньше, чем тратят, а часто в разы меньше. Тема финансирования и спонсорства в российской медиасреде — самая табуированная. Кстати, где диссертации о том, кто и на что на самом деле живет и какие схемы финансирования используются? Вопрос риторический.

ЕЩЕ ОДИН риторический вопрос: почему наша журналистская наука не помогает СМИ становиться независимыми? Почему не бросить все усилия туда? Ведь этичность и служение обществу, о чем любят рассуждать на журфаках, неосуществимы, пока пресса будет придатком государственных ведомств или дружественных властям олигархов!
«Сначала хлеб, а нравственность потом», — пели персонажи «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта.

В нашей журналистской науке даже не ставят телегу впереди лошади.
У нас — одна только телега, а лошади нет. Но кучера, который в телеге, это устраивает. Потому что управлять лошадью он не умеет. Соберите преподавателей журфаков, попросите их выпустить СМИ и увидите, что из этого получится.

Фото Сергей Лемехов. Лебедь, рак и щука СARTOONBANK.RU


Александр Колесниченко

"Журналистика и медиарынок", № 03, 2012


 



ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».