Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

Не торгуйте крадеными советами!

За месяц до начала зимнего сезона охотник со стажем рассказывает и показывает, как в домашних условиях изготовить дробь. За неделю до открытия сезона для начинающих охотников напечатали карту-схему охотобщества с комментариями охотоведа. В разгар сезона – репортаж из рейда


От районной газеты ждут новостей и помощи.

Помочь можно по-разному:
Кому-то делом,
Кому-то возможностью задать вопрос начальнику,
а кому-то советом опытного огородника, воспитателя или охотника-рыбака.

Для них-то мы и готовим тематические полосы или подборки советов.

Вот тут и проверяется, кто мы: равнодушные соседи, продавцы краденого или настоящие друзья.

Как часто мы, жители небольших городов и районов, завидуем коллегам из столичной прессы.
У них и новостей много, и комментарии компетентные, и читатели опытом делятся.
Смотрим и думаем: «Ну да, это же большой город, там сплошь профессионалы, куда нам до них». Только ведь все эти газеты и журналы не боги делают, а люди. Надо всего лишь сказать себе: если другие могут — и я смогу!

С претензией на уникальность

Как показал анализ 32 районных газет Новосибирской области за второе полугодие 2011 года, желание помочь советом возникает редко, а по принципу «И я смогу!» еще реже.
В большинстве случаев видим безликие тексты, заимствованные из Интернета, из книг, из других газет (75 публикаций из 123). Видимо, «авторы» подборок думают, что читатели не имеют доступа к глобальной Cети и покупают только их газету.
Многие представители старшего поколения читают «ЗОЖ», поэтому наполнять родную районку заимствованной народной медициной бессмысленно. Если набрать в GOOGLE «салат из кабачков», увидим гигантское количество сайтов с одними и теми же рецептами. А где же оригинальность? Ведь тем журналист и отличается от начинающего фрилансера, что готовит оригинальный текст, а не кормится рерайтом.
И всe же печатать чужой текст — полбеды. Беда — имитировать читательскую активность (22 публикации из 54, в которых автор советов — якобы читатель).
Не надо думать, что подпись типа «Елена К.» или «Надежда Васильевна» введут в заблуждение. Анонимность всегда вызывает недоверие, даже если вы пишете: «Предлагаем вам рецепты, присланные нашей постоянной читательницей. Но она просит не называть еe имени, потому что большинство рецептов она переписала у своих знакомых, односельчан».

Если это реально существующая постоянная читательница — назовите еe имя и скажите, что она предлагает вам лучшие рецепты жителей села Кукуева, — и вам хорошо, и подругам приятно.

Иногда сама тематика подразумевает анонимность, скажем, проблема взаимоотношений «сноха — свекровь». Но как-то странно выглядит такое активное читательское обсуждение на фоне совсем не богатой редакционной почты.
Простите меня, уважаемые коллеги, но руки сами потянулись сделать запрос в Интернете, так я проверяю недобросовестных практикантов.
Результат поразил — сразу восемь сайтов дословно повторили «Как только я познакомилась с Эдиком…» и ещe десяток перефразировали. Фрилансеры хотя бы стараются менять текст, в худшем случае переставляют местами слова…

Уникальность без претензий

И всe же завлечь скромных односельчан на газетные полосы хотя и сложно, но возможно. Лидируют кулинарные рецепты, реже бытовые советы. Некоторые редакции применяют свои уловки.

Например, журналисты «Барабинского вестника» (г. Барабинск) и газеты «За изобилие» (Каргатский район) дополняют тематические полосы фотографиями цветоводов, огородников и собаководов, сопровождая небольшим рассказом, или используют снимки просто в качестве иллюстраций.
Газета «Маяк Кулунды» (Купинский район) объявила конкурс на чудо-овощ и попросила конкурсантов поделиться фирменным кулинарным рецептом.
Корреспонденты «Трудовой жизни» (г. Куйбышев) оживляют садово-огородную полосу экспресс-опросом.
У районной газеты есть все возможности стать самым что ни на есть родным советчиком. А если перестроить мышление, уйти от серого штампа, то полоса будет не хуже, чем в центральной газете.

О том, как сделать это на практике, расскажем на примере трeх газет Новосибирской области: «Степная нива» (Баганский район), «Кулундинская новь» (Чистоозeрный район) и «Наши новости» (Болотнинский район).
Тематические полосы этой троицы заметно выделяются на общем фоне.
Как оказалось, ведущие этих трeх тематических полос работают в редакции недолго — от полугода до трeх лет. Они молодые и активные, но самое главное — увлечены тем, о чeм пишут. Об одном сожалеют в один голос — времени катастрофически не хватает.



СОВЕТЧИКИ: Ольга Волкова, Елизавета Лиманская, Михаил Лобов — ведущие страниц советов


Олина гостиная

Журналистка газеты «Степная нива» Ольга Волкова неожиданно, но очень удачно объединила на одной полосе и кулинаров, и рукодельников — разных творческих людей. Чего только стоят заголовки: «Крольчатина с овощами от Сергея Проновича», «Маска для рук от Елены Исмагиловой». Гвоздь страницы — зарисовка. В рубрике «Знакомое лицо» ведущая представляет читателям талантливых односельчан. Вот что рассказывает об идее создания такой страницы сама Ольга:
— Я люблю заниматься домашними делами, готовить. Иногда чем-то вкусным балую коллег. При устройстве на работу испекла торт, и в редакции он понравился.
Так я стала ведущей странички, которую решили назвать «Олина гостиная». Гости — наши читатели, жители села. Они рассказывают о себе, мы делимся житейским опытом, разными советами, рецептами.

Мужской разговор

Михаил Лобов из газеты «Кулундинская новь» ведeт с читателями настоящий мужской разговор.
Первые выпуски «Мужского разговора», подобранные по принципу «вали кулeм…», ничем, кроме мужской тематики, не выделялись. Однако уже тогда заметно прорастала охотничья тема. С приближением сезона охота заняла всю полосу. И страница расцвела.

За месяц до начала зимнего сезона охотник со стажем Александр Сорока рассказывает и показывает, как в домашних условиях изготовить дробь.

За неделю до открытия сезона для начинающих охотников напечатали карту-схему охотобщества с комментариями охотоведа.

В разгар сезона — репортаж из рейда

На мой вопрос: «Как появилась идея создания страницы?» — Михаил ответил не задумываясь: «Я сам охотник. Но полоса ещe не сложилась окончательно работаем и над внешним оформлением, и над содержанием».
Страница пришлась по душе и автору, и читателям. Даже я прочитала мужскую полосу с большим интересом — начиная с охотничьих баек и заканчивая изготовлением «дроболейки».

Родителям о детях

Страница с незамысловатым названием существует в газете «Наши новости» четыре года. Ведущие менялись трижды, одно оставалось неизменным — родителям давали советы профессиональные психологи.
Несмотря на актуальные темы и доступный язык, страница всегда выглядела как-то безлико. Когда в очередной раз сменился ведущий, изменили и концепцию рубрики.
Ведущая полосы Елизавета Лиманская рассказывает родителям, как ориентироваться в сложных семейных ситуациях, чем заниматься с детьми на досуге. Воспитатели детского сада и руководители кружков проводят мастер-классы: поделки для детей разного возраста, развивающие игры.

Советы психолога по-прежнему остались самой объемной частью полосы, но внимание читателей теперь привлекают и улыбки болотнинских ребятишек: ведь мастер-класс — это не просто описание процесса, а фотографии каждого этапа. В предновогоднем выпуске родителям объясняли, как смастерить вместе с детьми eлочную игрушку — получилась яркая фотополоса.
Вот что говорит сама Елизавета: Свою полосу готовлю с интересом — когда-нибудь и мне предстоит стать мамой, набираюсь опыта.
А какое счастье разговаривать с многодетными мамами! Они знают и понимают детский мир лучше любого психолога и с удовольствием рассказывают о своих детях.

Статьи готовим в сотрудничестве с психологами. Главное — выбрать актуальную тему.
Все фотографии для выпусков Елизавета теперь делает сама. Первый раз такое задание даже напугало молодую журналистку, но потом страх ушел, и она стала неплохим фотокором.
Для того чтобы страница советов стала для читателей родной, недостаточно обратиться к ним со словами «Пишите нам!» Вряд ли после этого призыва письма с рецептами и советами пойдут косяком. Даже для такой удачной полосы, как «Олина гостиная», приходится искать героев. Можно сказать, все гости тут званые. «Страничка существует больше года, но сами читатели пока еще не обращаются, — говорит Ольга Волкова. — Нахожу их через знакомых, друзей, товарищей».
Ну, а завершить хочу словами Михаила Лобова из «Кулундинской нови»: «Почти каждый мужчина может стать героем полосы, если найдешь в нeм «гвоздик», «изюминку»!
И в газету попасть любой согласен, только подход к каждому должен быть разный».


Тамара Щедренко

"Журналистика и медиарынок", № 03, 2012


 



ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.