Маршрутный лист меняющейся
редакции
Узкими местами в объединенных редакциях часто становятся дизайнеры, аниматоры, верстальщики, бильд-редакторы |
Для производства мультимедийных материалов недостаточно взять одного мультимедийного журналиста или начать публиковать тексты радионовостей с фотографиями. Переход на мультимедийные принципы требует пересмотра всей производственной цепочки Каждая редакция по-своему входит в мультимедийный мир. На сегодня сложились три стандартные модели перехода от традиционной редакции к мультимедийной 1 Материалы «традиционных» СМИ выкладываются на сайт. Для этой механической работы достаточно нанять одного контент-менеджера, который копирует тексты из сверстанной полосы, Фабрики новостей или из файлов выпуска на общем редакционном диске. Через некоторое время анализ посещаемости такого сайта вызывает у редакторов недоумение: 2 Создается отдельная интернет-редакция. Журналисты и редакторы информационного сайта отвечают преимущественно за наполнение ленты новостей. Для этого они используют материалы агентств, собственную информацию, переписывают тексты своих коллег из ТВ, радио или газеты. 3 Журналисты «традиционной» редакции получают дополнительную нагрузку в виде обязательных публикаций на сайте. Конфликт «где публиковать историю сначала — на сайте или в газете» переносится из кабинетов редакторов в голову журналиста. Из-за сложности выбора развивается шизофрения или (что встречается чаще) один из носителей становится главным, а второй — второстепенным, необязательным. Те редакции, кто по этим путям уже ходил, пережили периоды разочарования и ненависти к Интернету, редакторам-эксплуататорам и самой идее мультимедийной журналистики. На мой взгляд, три этих подхода не приводят к качественному результату Создание мультимедийного Интернет-ресурса, наполнение его информацией, 1 Если вы планируете переходить на мультимедийные рельсы, одной работой с содержанием журналистских материалов дело не ограничится. Задолго до того, как вы объявите журналистам, что «мы теперь — мультимедийная редакция», нужно ответить на следующие вопросы:
На эти вопросы можно ответить так: Если потребности, ресурсов или желания делать самостоятельный медиапродукт в Сети у вас нет — не стоит тратить время, силы и деньги на создание мультимедийного сайта. Как далеко не у всех редакций газет есть свое телевидение и не у всех радиокомпаний есть свои журналы, так и не все медиакомпании создают свои информационные сайты. 2 Что мы будем создавать? Возможных вариантов ответа — сотни. Лента новостей — лишь один из них. При обилии сходных медиапродуктов на рынке — не факт, что самый правильный. Сайт сообществ людей по интересам, ответы на важные вопросы, база знаний о жизни в городе, дискуссионный клуб вокруг злободневных региональных новостей, место, где можно встретить нетрендовых людей, спикеров, деятелей, навигатор по востребованным темам, электронная книга жалоб и предложений, сетевой журнал мнений, место, где помогут разобраться в ежедневных проблемах, сайт викторин и конкурсов, справочник спортивных секций... 3 Какие из наших существующих носителей являются приоритетными с точки зрения тактики (приносят больше дохода сейчас, приносят больше информационного влияния сейчас), а какие — с точки зрения стратегии (какую тенденцию в развитии информационного бизнеса нам нельзя пропустить)? Умение расставлять приоритеты сильно помогает в работе. Сейчас количество сетевых платформ настолько велико, что невозможно занять их все разом. Куда вы пойдете в первую очередь? Будете создавать полноценный сайт или группу в Фейсбуке? Заведете Твиттер или начнете проект на базе Ушахиди? Запустите онлайн-вещание или подкасты? Или совместите первое, третье и шестое? Для того чтобы принять решение, какую сетевую платформу выбрать, нужно сформировать свое понимание рынка и свою маркетинговую стратегию. 4 Если вы планируете задействовать в новом проекте уже существующих журналистов, важно понимать, какова трудоемкость при производстве информационных и рекламных материалов до запуска мультимедийного проекта. Какова существующая нагрузка на журналистов и редакторов? Для того, чтобы это рассчитать, необходимо разбить все материалы, которые вы выпускаете, на 3—4 категории в зависимости от сложности их производства. Например, «информационное сообщение — интервью —аналитический материал — цикл материалов». Или «новостной сюжет — сообщение с синхроном — репортаж с места события — запись в студии». 5 Какова квалификация существующей редакции? Разработайте список компетенций, которыми обладают ваши сотрудники. 6 Чем занимаются наши журналисты и редакторы? Совместите две таблицы — посчитайте, сколько новостных сообщений пишут ваши «монстры», сколько «мастеров» заняты созданием аналитических материалов. Пусть более опытные занимаются более сложными форматами. Поищите несоответствия. Часто анализ показывает, что «монстры» тратят много времени на написание информашек, а эту задачу вполне можно делегировать менее «продвинутым» сотрудникам. 7 Какое количество материалов должно выходить на вашем мультимедийном ресурсе и с какой частотой обновления? Отвечая на этот вопрос, вы создаете будущее своего мультимедийного ресурса. Если у вас на сайте будет лента новостей, сколько публикаций в день там должно быть? Сколько фоторепортажей? Конкурсов? Тем дня/недели? Аналитических обзоров? Авторских колонок? Рейтингов? Онлайн-конференций? 8 Как будут пересекаться темы и форматы существующих СМИ и нарождающегося мультимедийного ресурса? Постарайтесь избежать полного дублирования. Придумывайте сочетания между существующими носителями и новым медиа. Отдавайте Интернету то, ради чего он придуман и в чем он хорош — интерактив. В Сети гораздо проще, чем на всех остальных медиаплатформах, организовать обратную связь — сбор мнений, комментариев, голосов по теме. 9 Кто будет работать над созданием мультимедийного проекта? Учитывая вашу модель, рассчитайте, сколько журналистов какой квалификации вам необходимо для регулярной работы мультимедийного сайта. Если у ваших сотрудников есть четкое разграничение по тематике, учитывайте это при расчетах. Три журналиста, пишущих о туризме, не заменят одного политического обозревателя. 10 Как будет организован процесс производства материалов для мультимедийного ресурса? Самый лучший способ — нарисовать этот процесс, конкретно указывая, кто с какой регулярностью какие материалы (тексты, видео, фото, интерактив) будет готовить, кто выполняет редакторскую правку, кто имеет право и при каких условиях материалы публиковать. 11 Кто кому будет подчиняться? Как будут решаться споры между медианосителями? Споры все равно будут, как бы вы ни разводили процессы и ответственность. Договоритесь «на берегу», кто будет арбитром, если возникнет конкуренция за ресурсы (съемочное время, время в студии, время работы дизайнера) или вопросы по содержанию (какая часть истории на каком носителе в каком порядке выйдет). Решения арбитра должны исполняться беспрекословно всеми сторонами. 12 По каким стандартам будем работать? Распишите требования к основным форматам, которые составят скелет вашего мультимедийного ресурса. Из каких элементов должно состоять интервью при публикации на сайте? По какому принципу вы публикуете ссылку на ваш материал ВКонтакте? Какие требования к фотографиям и к фоторепортажу должны беспрекословно выполняться? 13 По какому принципу платить сотрудникам редакции? Самый задаваемый вопрос. Универсального ответа, естественно, не существует, но чаще всего для журналистов в мультимедийной редакции имеет смысл разрабатывать систему фиксированных окладов в зависимости от уровня квалификации (смотри пункт 5). Работая на окладе, журналист должен иметь предсказуемый план по форматам и объему задач. 14 Как мы решаем, какие из наших действий приводят к успеху? Определитесь, когда и как вы будете судить об эффективности своих решений и начинаний. Ставьте реальные цели. Не замахивайтесь на весь рынок и всех русскоязычных пользователей в первый месяц. Нарисуйте этапы, расставьте в календаре контрольные точки. Хвалите за положительную динамику, в первый год не ругайте за неудачи. 15 Какое оборудование и мебель нужны для работы? Теперь, когда вы знаете, кто что и в каких объемах будет создавать на старте вашего мультимедийного проекта, вы можете рассчитать, сколько цифровых фотоаппаратов и видеокамер вам нужно докупить, кому раздать и зачем. Сколько компьютеров требует апгрейда, какое программное обеспечение понадобится журналистам для работы. Отрисованные бизнес-процессы и расчеты нагрузки дадут вам основу для аргументированных решений. Путь к мультимедийности не прост, но увлекателен. Здесь многому нужно учиться, многие сложившиеся установки пересматривать. ИЛЛЮСТРАЦИИ К МАТЕРИАЛУ:
Оксана Силантьева "Журналистика и медиарынок", № 03, 2012 |