Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 11
ПлохоОтлично 

Читатели нас любят гораздо больше,
чем власть

Жизнь показала, что проблемные материалы можно уместить в 10 строк


«Заречье» — старейшая газета нашего совсем не старого маленького города. Мы выходим один раз в неделю на 24 полосах. Раз в месяц выпускаем 32-полосник.
Мы для себя решили, что газета — это площадка для общения. И в первую очередь сделали упор не на новостях, развлечениях, они есть в ТВ, не на полезности, что есть в бесплатных изданиях.

Борьба с многословием

Основой содержательной модели номера у нас всегда были проблемные материалы.
У нас есть типично российские проблемы, например плохие дороги. Есть и местечковые — лоси, которые в последнее время стали выходить из леса и нападать на горожан.
При всей обширности серьезной тематики понимаем, что читателей, которым нужен глубокий диалог в прежней форме, становится все меньше. Поэтому год назад изменили макет издания, оставив главной тему выживания.
Новый макет жесткий, но у каждой полосы есть несколько вариантов. Сразу же урезали официоз. Распихали по колонкам и стали подавать мелким кеглем. Окружили авторскими материалами, и теперь он не так бросается в глаза. Полностью отказались от дайджеста.
В три раза сократили объем текстового материала номера.

Это был ступор для журналистов. Как можно уложить проблему на 100 строк в — 30?

Прошел год, и журналист, заявляя тему, сразу спрашивает, сколько писать.
Жизнь показала, что проблемные материалы можно уместить даже в 10 строк или подавать с дальнейшим продолжением темы. Теперь в 24-полоснике помещается до 70 файлов разных текстов.
То есть выбор у читателя большой.
Серьезно занялись навигацией по номеру. Сначала казалось, что
24 анонса всех страниц — нереально. Оказалось, вполне достижимо, и теперь мы используем для анонсирования разные полосы.

Борьба с грязной работой

Переходя на новый формат, держали в голове, что сохранить надо тематику, а форма должна облегчать восприятие. Удерживая традиционного читателя-пенсионера текстами, можно привлечь внимание его внуков картинками.
Инфографикой рассказываем о серьезных темах. «Сказка о потерянном времени» — сколько стоим в пробках. Подсчитали стоимость уборки города. Выяснили, сколько по официальным данным тратится техники и людских ресурсов на эту задачу. Пошла серия публикаций, оказалось: сами службы не представляли, какие это потери.
Очень украшает издание фотополоса. Можно ничего не писать, дать подборку фотографий по проблеме, и это обязательно зацепит читателя.

Рубрика «Четыре кадра» —
типичный журналистский жанр фотофакта. Раньше использовали по принципу мусорной корзины. Все то, что не умещалось в сто строк, сбрасывалось под эту рубрику. После того, как тщательно стали отбирать темы, читатели ее очень полюбили, стали присылать свои фотографии.
Здесь можно рассказать о проблемах парковки, о безобразиях строителей, оставивших на новостройке оголенные провода. Темы не шуточные, хотя отдаем всего пять строк на одну информацию. Самая большая головная боль наших авторов — придумывать заголовки к маленьким текстам.
У нас получился интересный проект после встречи с администрацией. Чиновникам надоело из номера в номер читать перечень проблем города. Пресс-служба уверяет, что народ устал от проблем, мол, надо полегче, пополезней, пожизнерадостней.
И вот родился совместный проект. Четыре тематических полосы: «Среда обитания», «Хороший вкус», «Ищу работу», «Свободное время». Нам было жалко на это места в газете и сил журналистов. Договорились, что всю «грязную» работу будут делать работники пресс-служб. Теперь они анонимно ходят по ресторанам, магазинам, а потом пишут, где и как понравилось. Конечно, хотят, чтобы все полосы в газете были такими беспроблемными, но мы не сдаемся.
Один из наших слоганов — «днем в газете, ночью в Интернете». Поняли, что должны использовать комментарии в онлайне для публикации в печати. Связываем два вида читательской аудитории. Сейчас на сайт заходит 300 человек в день выхода газеты. Если честно, то пока сайт не очень живой. Специально на сайт не работаем. Форум у нас не активный, а вот под материалами посетители любят оставлять комментарии. Очень любят обсуждать комментарии чиновников.

Борьба с лосями

Если говорить о тематической модели, можно сказать, что теперь газету мы делаем вместе с читателем. И темы, и вопросы, и ответы, и сайт, и публикуем читательское мнение.
Читателя в газете становится все больше и больше.
Я специально посмотрела: материалы о первом лице во власти за полгода мы печатали всего три раза. Два раза о мэре рассказали неформально и последний раз — официальная информация о доходах. Мы чувствуем, что читатели нас любят, гораздо больше, чем власть. Читатель у нас активный, есть группа людей, которая не стесняется ссориться со всеми органами власти, вплоть до — федеральной. Газета всегда выступает в качестве информационной поддержки.
В результате наших публикаций были пересмотрены тарифы на воду, сейчас пересматриваются тарифы на оплату газа. Я уже не беру акции, когда мы собирали деньги для погорельцев, помогали сиротам. Из последних примеров — дачный вопрос. У нас в городе 17 тысяч ветеранов труда, которые ездили на дачи бесплатно. Понятно, что для них это больше, чем образ жизни. Мы активно включились в защиту льгот наших читателей и помогли им защитить свои права.

Недавно провели любопытный эксперимент. Раздали школьникам города контурные карты и попросили обозначить место России, Пензенской области и Заречного. Результаты были очень интересными. Я думаю, в каждой местности можно подобный проект запустить. Узнать, в каком мире живут дети, что ощущают. Что получилось у нас? Если интересно — можно зайти на сайт.
Вернемся к нашим лосям. Мы провели обсуждение на сайте, что же с ними делать? Власть пообещала по результатам нашего анализа принять решение. Люди голосовали. Но она пока молчит и думает.


Татьяна Никулова

"Журналистика и медиарынок", № 07, 2012


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Полина Кузаева, газета «Оренбуржье», Оренбургская область
Люблю свое дело за непредсказуемость встреч. Никогда не знаешь, с каким человеком сведет тебя завтра судьба. Иногда при работе над материалом все начинает складываться само собой. Вдруг приезжает в город нужный человек или нелепейшим образом попадает в руки книга, в которой находится тема твоей будущей статьи. Так случайная фраза в автобусе, просьба малознакомого человека расследовать ситуацию, съездить и «защитить» меняют твои ближайшие дни, а то и недели. Журналист не должен сидеть в кабинете. Его оружие — слово, а слова рождаются на свободе и только среди людей.