Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 13
ПлохоОтлично 

Как журналисту
найти работу в Москве

Конкурс
«Наследники Гуттенберга», номинация
«ВНЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ ШТАТНОГО ЖУРНАЛИСТА»
Фрагмент фото: Юрий Абрамочкин. «Три богатыря». 1980 г.


Печататься я начала в 17 лет в местной газете своего района «Восточное Измайлово».

Во время студенчества постоянно где-то стажировалась или подрабатывала фрилансером в газетах, на сайтах.

Пополняла творческое досье статьями, фильмами и дневниками.

Папка к выпуску была внушительной, но страх в дрожащих коленях остался.

Куда идти, не имея связей в «нужных» кругах и папу-продюсера на большом телеканале?

Нелегкое дело быть выпускником! Одна из сложных ступеней жизни. На занятиях нам бодро рассказывают, как мы придем на работу, какие вопросы будут задавать на собеседовании, как хорошо все будет потом. Эти рассказы так далеки от реальности!

Все люди глупые: язык должен быть проще

Итак, я выпустилась. Закончила бакалавриат РУДН и магистратуру МГУ. Стала рассылать резюме на всевозможные сайты в телекомпании, на киностудии, газеты и журналы. Это продолжалось около месяца.
И вот пошли звонки от работодателей, приглашения на собеседование. Поначалу предложения были из компаний, которые открывали собственные сайты, для чего требовались журналисты. Зарплату предлагали низкую, на которую прожить было невозможно. Не брали в штат, то есть в любой момент могли разорвать контракт, распрощаться.

Пригласили на собеседование в известный сайт на должность корреспондента в отдел происшествий. Издатель также выпускает популярную «желтую» газету. В общем-то, сайт в том же формате. Собеседования как такового не было, перекинулись парой слов с главным продюсером, который сказал, что такой профессии, как журналист, вообще учиться не нужно. Затем, откинув в сторону папку с моими работами, без перехода позвал работать. Зарплату предлагал достойную, была возможность повышения. Мне стало интересно попробовать, что это такое — «желтая пресса»?
Хватило одного дня. Во-первых, график совершенно невыносимый для нормального человеческого организма: с 9.00 до 21.00. Во-вторых, пришлось копаться в «мусоре» и сплетнях о знаменитостях, звонить в полицию и морг, то и дело врать, представляясь чуть ли не «Господом Богом» для того, чтобы выудить информацию.
Так учил главный продюсер компании. Он также обучал меня «правильно» писать, объясняя, что все люди глупые и язык должен быть проще, а предложения короче (вроде закадрового голоса на телевидении).

Ну а в-третьих, меня поразил случай, когда одному из редакторов сайта позвонил продюсер знаменитой певицы и пожелал ему смерти за то, что он опубликовал ее неудачные снимки (естественно, без согласования с певицей).

Я встала, собрала свои вещи и ушла. Возвращаться не собиралась, хотя звонили и приглашали вернуться.

«Корпоративные духи»

Меня позвали работать в корпоративный журнал крупной юридической компании. Здесь, напротив, собеседование проходило в четыре этапа: интервью с менеджером по набору персонала, собеседование с главным редактором журнала, психологический тест, после чего — собеседование с психологом. Испытания успешно прошла, и меня позвали работать редактором-журналистом.
Всё понравилось. Съездила в командировку на Дальний Восток в Хабаровск и в Комсомольск-на-Амуре, подготовила интервью с сотрудниками филиалов компании. Мне не хватало навыков и знания юриспруденции, поэтому многое приходилось осваивать на ходу. Готовила материалы о корпоративной жизни компании: собраниях, вечерах, семинарах, пикниках и отдыхе. Слово «сотрудники» и выражение «корпоративная культура» начали уже сниться.
В компании были свои странности: несмотря на «высокий корпоративный дух», сотрудники не общались между собой. Переписывались в чатах и программе «Outlook». Порой даже интервью брали по переписке, не желая спуститься на этаж ниже.
Моя начальница, вместо того, чтобы высказать какое-то замечание вслух, писала мне письмо, сидя за соседним столом. Проработав какое-то время, я почувствовала, что начинаю тонуть в «корпоративном болоте», и решила уйти. Перспектив развития и повышения не было. Решение было непростым, держала определенная стабильность.

Погоня за героями

Поиск продолжался. Поступило предложение работать редактором видеоархива на районном телеканале, но работа была низкооплачиваемой.
Позвали на знаменитую передачу редактором по поиску героев на центральном телеканале. Честно сообщили, что не заключают ни договор, ни контракт. Работа на честном слове.
Задача редактора: найти тему, героев и пригласить на съемки. Первый месяц работать бесплатно, со второго — начинают платить.
В штат в лучшем случае — через три года, но, может быть, никогда не примут.
Оставались ожидания, что хотя бы зарплата с такими условиями будет достойной. Зарплата оказалась низкой, несмотря на высокие рейтинги программы.

Бодаясь с актерами

Меня пригласили работать кастинг-менеджером на проектную работу в знаменитую киностудию. Предложение заманчивое. Прошла большой конкурс: из сорока претендентов выбрали меня и еще трех счастливчиков. На подобную должность охотно берут журналистов из-за умения выкручиваться из любых ситуаций.
Проработав неделю, поняла, что «ада» я еще не видела. Работа начиналась в девять утра, заканчивалась в лучшем случае после одиннадцати вечера. Выходных нет, оплата скудная (несмотря на обещания, что будет высокой), времени поесть-попить нет.
Задача кастинг-менеджера состояла в том, чтобы найти и обзвонить актеров на роли в сериале. Встретить актеров, отрепетировать с ними роль, записать на камеру три дубля на кастинге, обговорить с режиссером — подходит ему исполнитель роли или нет. Если нет, поиск продолжался заново.
Работа тяжела тем, что десять дел приходится выполнять одному, нервная система на пределе, часто актеры, если их не устраивает оплата или роль, закатывают кастинг-менеджерам скандалы и истерики. Задерживаться в кино не захотелось. Хотя опыт был полезный.

Остановка

Ну, а потом я нашла компанию, где и работаю сейчас, здесь есть возможность развиваться, работа интересная. Не хочу загадывать на будущее, потому что боюсь сглазить, ведь найти свое место под солнцем, даже судя по моему небольшому опыту, очень непросто.

Советы друзей

Обучаясь в университете, я обращала внимание, что ребята, которые приезжали из других городов, как-то быстрее адаптировались к суете московской жизни и умудрялись совмещать работу и учебу даже на дневном отделении. Может быть, москвичи более расслабленные (я и сама москвичка)? Приезжим приходится быстрее взрослеть.
Я расспросила однокашников об их опыте трудоустройства в Москве.
Одногруппница, работающая редактором на телеканале, призналась: «Преподаватели не занимаются практикой и дают устаревшие знания. Из-за этого выпускник выходит «зеленым». Не знает, как писать, как искать информацию, как правильно говорить, оценивать ситуацию».
Большинство моих знакомых помимо профессии журналиста осваивали другие специальности. После выпуска им проще было найти работу в специализированных изданиях или в тематических отделах на телеканалах музыкальных, юридических, экономических.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Мало быть просто журналистом, носителем методологии как таковой, нужно стать специалистом в востребованной в медиа теме (экономика, право, отдельные сферы развлечений, знать редкий язык
и т. д.).
Подруга-журналистка уверена: «Профессионалов очень мало, а из-за огромного количества «так называемых журналистов», которые успели подпортить репутацию кандидатов «с улицы», на хорошие места в Москве берут по знакомству. Рабочих мест мало, поэтому многие выпускники факультетов журналистики идут в смежные области — PR, рекламу».
Мои друзья считают, что у нас всех очень большие запросы, но нужно с чего-то начинать, чтобы расти дальше, — пусть малого.

СОВЕТ ВТОРОЙ. Первое время, особенно без опыта, будьте готовы работать без зарплаты вообще либо за очень небольшие деньги.
Телеведущий, который учился со мной в МГУ, пробивался сам: «Никакой помощи в профессии мне никто никогда не оказывал. Никаких сайтов не использовал, всегда шел напрямую к руководителю того СМИ, где хотел бы работать, и общался с ним. Не знаю ни одного работодателя в отрасли, который искал бы журналистов через Интернет. Максимум — запрос по соцсетям. В целом же у нас работает исключительно «механизм» знакомств и личных рекомендаций».

СОВЕТ ТРЕТИЙ. Заходите на популярные сайты по поиску работы: Head Hunter, Super job, социальные сайты и сообщества, на которых в тематических группах и рубриках публикуют горячие и интересные вакансии.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Не бойтесь звонить в отделы кадров редакций, заходить на сайты СМИ. Спрашивайте, ищут ли они сотрудников. Помните, что не все работодатели выкладывают вакансии в Интернет.
Многие молодые журналисты разочаровываются в профессии, когда узнают, что придется выполнять не только творческие, но и технические задания (монтаж, владение камерой, разработка сайтов и т. д.).

СОВЕТ ПЯТЫЙ. Осваивайте смежные технические профессии.

Из ребят, с которыми я училась, по профессии работают примерно 25%. Остальные пошли в смежные области: в PR и рекламу. Как правило, туда проще устроиться, да и зарплаты на порядок выше. Исходя из этого, я пришла к такому выводу: чтобы работать в журналистике, эту профессию нужно действительно любить и иметь большое желание работать именно журналистом!


Анна Сухова

"Журналистика и медиарынок", № 09, 2012


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Леонид Сомов, заместитель редактора газеты «Слава Севастополя», город Севастополь
Мой совет партнерам по журналистскому цеху: всегда ищите в любом объекте вашего внимания второе дно. Нет однозначности в природе, кроме факта непреложности жизни и смерти. И чисто профессиональное наблюдение: интересные мысли рождаются, как правило, в итоге сомнений на базе того или иного явления, признанного как «медицинский факт».