Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

Лучше жевать, чем мычать

Журналисты предложила читателям вырастить весной подсолнух. К каждому номеру приложили пакетик с четырьмя семечками


В 2001 году газета «Молодой ленинец» печаталась в одну краску, небольшим тиражом. Мы рассказывали о преступлениях, скандалах, сексе. Печатали истории про любовь, давали кулинарные рецепты, искали Шамбалу и НЛО. Тираж падал, мы теряли читателя за читателем. Я работала журналистом и думала о том, что, наверное, это не моя профессия. Писать про экстрасенсов было невыносимо. Что делать, мы не знали. Мне посчастливилось побывать на стажировке в Швеции, в институте Фойо. Я увидела, как читатели и редакция объединяются вокруг газеты. Это стало отправной точкой наших изменений.

Подсолнух от каждого читателя
Мне очень понравился проект газеты шведского городка. Журналисты предложили читателям вырастить весной подсолнух.
К каждому номеру приложили пакетик с четырьмя семечками. Объявили конкурс: пусть каждый читатель вырастит подсолнух. Вместе выберем самый красивый, самый большой, самый удивительный.
Специально выделили рубрику под проект и регулярно обращались к читателям. Не забудьте внести удобрения! Подкормите вашего питомца водой! Прорыхлите землю! Подсолнухи любят свет — сегодня солнечно!
Когда появились ростки, предложили прислать фотографии питомцев в горшках или на грядках. Осенью провели городской фестиваль подсолнухов.

Идем на «Грозу»!
Во-первых, мы поменяли дизайн, стали полноцветной газетой, увеличили объем: с 16 до 24 полос.
Во-вторых, ввели так называемые спецпроекты — специальные четырехполосные вкладки.
В-третьих, и это самое главное, повернулись лицом к читателю, стали искать темы, которые объединяют всех.
Запустили социальный проект «Гроза»: ГРОмим бюрократов, ЗАщищаем народ! Организовали дежурство по редакции, собирали телефонные звонки, записывали проблемы. Выбирали самую массовую проблему и начинали ее решать. Ходили по чиновникам, изучали, что можно сделать, привлекали юристов. Чаще это были проблемы, связанные с ЖКХ, либо с начислением пенсий, социальными выплатами, пособиями.

Бытовые энциклопедии
Мы выпускали всевозможные бытовые энциклопедии. Например, изменяются правила оказания услуг ЖКХ, разжевываем это в картинках, даем нормативы, показываем читателю, как по новым правилам.
Проект по налоговым платежам буквально взорвал город. Тираж газеты был увеличен с 4 до 25 тысяч экземпляров за месяц. Суть в том, что городская администрация ввела плату за землю под жилыми домами. Расчеты были скрыты от жителей города. Нам удалось в налоговой инспекции получить цифры, в городском управлении архитектуры и градостроительства взять градостроительные планы. Мы свели в одну таблицу два документа: налоговые платежи за каждый адрес и план земельного участка. Давали таблицу по каждому адресу, сколько жители теперь будут платить за землю — общий домовой и с одной квартиры.
Люди приходили за газетой в редакцию, просили, рвали друг у друга полосы.
Мы перепечатывали проект четыре раза за два месяца.
Мы поняли, что такие социальные проекты нужны людям. Они хотят знать, сколько платят налогов, сколько уходит отчислений, как ведется расчет за показатели общедомовых счетчиков по воде, по теплу и так далее.

Перевести на нормальный
Мы нашли свой новый формат. Изменили принцип подачи материалов. Поняли, не надо публиковать документы, постановления и приказы, люди все равно их не понимают. Нужен эксперт, который пояснит смысл нормальным человеческим языком.
Наши читатели знали, что каждый вторник, в день выхода газеты, их ждет на телефоне либо редактор, либо автор материала спецпроекта для того, чтобы какие-то дополнительные вопросы можно было задать. Журналист сам становится экспертом.
У нас появился журналист, который занимается вопросами пенсионного законодательства. Даем формулы расчета пенсий, формулы надбавок, сопровождая его комментариями. Пенсионный проект пользуется большой популярностью.

Мечтаем вместе
Подсматриваем идеи у коллег. Увидели на «НТВ» сюжет «Где получить халяву?» Решили проверить в Пензе, где можно получить что-нибудь бесплатно. Нашли услуги парикмахера, стоматолога. Прошлись по центральному рынку, поискали продукты, если и не бесплатные, то недорогие.
Саратовская газета «Родной город» делает проект «Мечтай с родным городом». Журналисты до октября отбирают людей, которые хотят осуществить свою мечту. Читатели пишут письма в редакцию: «Я хочу исполнить мечту своего ребенка: у него нет фотоаппарата». «Я хочу, чтобы у моей мамы появилась стиральная машина».
В прошлом году целый школьный класс написал о желании встретить Новый год на Красной площади, и выиграл конкурс.
Читательские мечты публикуются в специальном проекте на 4—6 полосах. До начала декабря идет читательское голосование. В это время рекламная служба редакции ищет тех, кто готов осуществить мечты. Каждый год три-четыре самые интересные мечты получают воплощение.
На Дальнем Востоке делают спецвыпуск «Все первоклашки нашего города». Ищут фотографов, которые снимают первые классы и публикуют в газете.
Если родители хотят, чтобы их первоклассник был на индивидуальном портрете, то они платят 150—200 рублей, и появляется отдельный портрет первоклассника на страницах. Бабушки-дедушки с удовольствием раскупают тиражи спецвыпуска.

Круговая поддержка
Учредители нашего холдинга, объединяющего разные типы СМИ, — три частных лица. Информационную политику холдинга определяет каждый редактор в своей бизнес-единице, учредители не вмешиваются. Они могут говорить: «Есть пожелание такое, есть пожелание такое», но определяющим является редактор.
Для того чтобы закрепить успех, мы стали использовать все возможности холдинга. Каждую неделю журналисты «Молодого ленинца» придумывают оригинальные сюжеты, для того, газету в выпуске новостей.
Рекламируем газету на радио — три анонса главных тем спецпроектов. Показываем ролик на телевидении. Журналисты сами снимаются, и в увлекательной форме показывают, что нового в номере газеты. Рекламируем газету на интернет-портале, выкладываем наиболее интересные статьи, либо спецпроект в формате pdf.
Очень важно то, что каждый редактор должен быть не только журналистом, но и проект?
менеджером.


Наталья Наземнова

"Журналистика и медиарынок", № 10, 2012


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Полина Кузаева, газета «Оренбуржье», Оренбургская область
Люблю свое дело за непредсказуемость встреч. Никогда не знаешь, с каким человеком сведет тебя завтра судьба. Иногда при работе над материалом все начинает складываться само собой. Вдруг приезжает в город нужный человек или нелепейшим образом попадает в руки книга, в которой находится тема твоей будущей статьи. Так случайная фраза в автобусе, просьба малознакомого человека расследовать ситуацию, съездить и «защитить» меняют твои ближайшие дни, а то и недели. Журналист не должен сидеть в кабинете. Его оружие — слово, а слова рождаются на свободе и только среди людей.