Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 5
ПлохоОтлично 

Как семья Романовых из Серова
подалась в издатели

На областном форуме предпринимателей «Стартап-2012» Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства вручил диплом победителей конкурса «Мы — предприниматели» в номинации «За молодость в бизнесе» семье Романовых из города Серова. Это единственная семья, три поколения которой занимаются издательским бизнесом и журналистикой.


Я не случайно начала с этого факта. Сегодня малый бизнес не торопится в печатное дело, тем более в издательское, в выпуск СМИ. Дело это не слишком прибыльное, а вот сил, энергии и времени занимает немало. Мы рискнули первыми в Свердловской области издать полноцветный городской журнал, не имея финансовой поддержки ни властей, ни определенной промышленной или бизнес-группы. Сами решили, сами создали и вот уже ровно пять лет первого числа каждого месяца к читателям приходит свежий номер журнала, который мы назвали просто и понятно — «Первый в Серове».

ЧТО ИМЕЛИ В АКТИВЕ?
Мой более чем 30-летний журналистский опыт. Работа в старейшей городской газете «Серовский рабочий», создание первого в городе телевидения в самом начале 1990-х годов, потом — еще одного, в системе заводского медиа-холдинга. Предпринимательская жилка среднего звена нашей семьи. Более 12 лет назад Ольга Романова, устав от безнадежной работы бухгалтером в строительном управлении, создала свое рекламно-информационное агентство, которое начало с оказания посреднических услуг по размещению рекламы в городской вкладке газеты «Московский Комсомолец-Урал».
Потом были годы работы по изданию сувенирной продукции, справочных изданий, наборов открыток. Помогали знания Олега Романова, моего сына, окончившего факультет теле-радиожурналистики Гуманитарного института, фотографа, компьютерщика, водителя и журналиста в одном лице. А еще мы очень хотели, чтобы в нашем 100?тысячном промышленном городе появилось новое печатное издание, отличавшееся от черно-белых газет того времени не только цветом глянцевых страниц, но и содержанием.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ СЕЙЧАС?
60 номеров журнала, уже вышедших в свет. Тысячи друзей-читателей в родном Серове, а также в соседних Карпинске, Краснотурьинске. Более десятка акций, проведенных нашим небольшим коллективом. Особо стоит отметить непременные акции в День Победы, когда наши дети вместе с нами поздравляют ветеранов войны, а также детские праздники, на которые обязательно приглашаем детей из Серовского детского дома-школы, чтобы передать им подарки от добрых людей. Очередной наш большой праздник прошел 3 ноября, родился он из журнальной рубрики «Созвездие близнецов». Год назад мы заинтересовались этим необычным даром природы, выяснили, что в городе стало больше рождаться близнецов, а в 2011 году появились на свет сразу две тройни. И весь год мы рассказывали, как живется «зеркальным» людям, чего они достигли. В День города вывели на улицу свою колонну близнецов разного возраста, а пятилетие журнала отметили городским слетом близнецов в крупнейшем кинотеатре города.

ЧТО ПОМОГАЕТ ВЫЖИВАТЬ СЕЙЧАС?
Наверное, сам по себе журнал вряд ли жил долго и счастливо, если бы мы занимались только его изданием. Хотя журнал приносит уже небольшую прибыль, окупает сам себя, но это — не те деньги, ради которых вся семья работает практически без отдыха, порой и без выходных дней. Смеем надеяться, что он уже стал заметным явлением в профессиональном сообществе. Об этом можно судить по довольно большому количеству наград, почетных грамот и дипломов.
Мы стараемся, чтобы он не был скучным и однообразным. Раз в год происходит обновление рубрик, хотя есть и постоянные, которые нужны читателям и ожидаемы ими. Наверное, долго будут жить рубрики «В первый раз», где мы рассказываем о том, что в жизни отдельно взятого человека произошло впервые, «Педсовет», «Образование», «Бизнес», «Мир увлечений», «Путешествие».
В 2012 году читателям понравились новые страницы «Надежды из Надеждинска», где мы рассказывали об интересных женщинах, носящих имя основательницы нашего города — Надежды Половцовой. Теперь впору начинать рассказы о Серовых из Серова, поскольку имя Надеждинск наш город сменил на фамилию прославленного летчика Серова.
Есть рубрики, которые зажили отдельной от журнала жизнью. На страницах «Стоит попробовать» мы начали печатать кулинарные рецепты, интересные факты про разные продукты, и сами читатели подтолкнули нас к идее издания отдельной книжки этих рецептов. Теперь уже готовится в свет пятый выпуск такой книжечки, к новому году она будет особо востребована, как недорогой, но нужный подарок.
Еще об одной такой рубрике стоит сказать отдельно. В мае 2010 года наша постоянная читательница Алевтина Немерова принесла в редакцию свою первую сказку про букву. Написанная интересно, очень живо, с правилами написания и даже неназойливыми правилами общения, сказка нам очень понравилась. Напечатали. Понравилась она и читателям.
Через год одна мама-читательница рассказала, что она собирает эти сказки, и ее дочь научилась по ним читать. И снова идея: а почему бы не издать нам самим эти сказки отдельной книжкой? Про то, как искали мы средства на издание, рассказывать не буду — деньги всегда процесс «интимный».
Главное — 1 сентября все 1100 первоклассников города получили в подарок красивую книжку сказок «Жили-были буквы», проиллюстрированную фотографиями городских мест, а также рисунками юных художников.
Небольшой, но стабильный доход приносит и деятельность нашего семейного коллектива, не связанная с журналом. Это — разнообразная сувенирная продукция. За последние годы скопился огромный фотоархив, а шесть лет назад мы получили разрешение городской думы на использование официальной символики.

Каждый год выпускаем в свет новый комплект открыток о городе, многие из которых уже стали редкостью. «Серов. Времена года», «Серов любимый», «Серов праздничный», «Серов сегодня»

В каждом из комплектов по 18—20 открыток, которые напоминают людям о родном городе, о знаковом месте.
Их с удовольствием раскупали в подарок тем, кто уехал или уезжает из Серова. На особицу — набор открыток о Серове в годы войны, который мы выпустили в канун 65-й годовщины Победы. Это своего рода мини-энциклопедия о том, как приближали победу наши заводчане, лесозаготовители, колхозники, как лечили раненых бойцов в наших госпиталях, как помогали фронту ученики.
В 2011 году в рамках программы поддержки малого предпринимательства «Начни свое дело!» Олег Романов защитил проект по производству новых видов городской сувенирной продукции. На полученные от государства 150 тысяч рублей закупили новое оборудование, которое помогло перейти к производству «сувенирки» не в массовых партиях, а от одной единицы. Нужна срочно в подарок кружка или футболка с сублимацией, магнитик или значок, идут к нам.
Вроде мелочь — эти кружки, магниты, значки. Но они помогают в главном — иметь свой, зависимый только от наших воззрений и читательских предпочтений, журнал.
И доказывают, что сегодня простор для журналистов большой, нужно только иметь хорошую команду, видеть цель и много работать.

ЧТО ВНУШАЕТ ОПТИМИЗМ И НАДЕЖДУ?
Прежде всего, читательская поддержка, налаженные бизнес-связи. Знание рынка и запросов. Подрастающая смена. Наверное, тут и можно сказать о новом поколении нашей семейной династии. Кате Романовой всего 12 лет, но она уже имеет большой опыт работы в семейном бизнесе. Был давненько у нас заказ: изготовление рекламных спичек (во время местных выборов).
Наклеить рекламу на 20 тысяч коробков помогла Катя и ее друзья. Не гнушается она продажей журналов, раздачей рекламных буклетов и прочей работой, сколотив из одноклассников команду помощников. Пробует свои силы в журналистике, ведет страницу «Беби-бум» в журнале, рисовала буквы для книжки сказок. А в прошлом году начала серьезно заниматься в детской академии бизнеса и финансов. Вот и смена
растет.


Тамара Романова

"Журналистика и медиарынок", № 11-12, 2012


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,