Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Кто звонит в редакцию в четыре утра

Переходили на цвет сложно. Не все понимали, и даже в коллективе. Наши старожилы были против. Было много звонков. Ветераны, пенсионеры звонили: Зачем вы сделали «Крокодил», «Мурзилку»? Как только нашу газету не называли. Через полгода ни одного звонка с претензиями не было. Тем более, тогда во вторник (выходим дважды в неделю) мы издавали газету в одну краску, что позволило смягчить переход. Недавно, наверное, полгода назад, мы перешли полностью на полноцвет и во вторник. Ни одного звонка не было.
*Фото: Виктор Богорад Прослушка www.cartoonbank.ru


1. КОНКУРЕНТЫ
В районе проживает 50 тысяч человек. Конкурентов у нас четверо. В самой крупной из конкурентных газет, рекламно-информационной, работают выходцы из нашей редакции. Часть коллектива откололась и стала выпускать свое издание. Наш тираж 5 тысяч экземпляров. Конкурентной газеты — около 8 тысяч. Конечно, мы не знаем, каков у них возврат.
Есть другая газета, явно оппозиционная. У нее тираж около 4 тысяч написан, но, думаю, распространяют они порядка 2 тысяч экземпляров. В такой ситуации нам приходится выживать.
Каждое полугодие мы теряем порядка 300 подписчиков.
300 человек в полугодие у нас умирает. Можно с загсом сравнить, это примерно идентичные цифры.

Что касается того, чтобы поднять стоимость рекламы, стоимость подписки, у нас это невозможно. Стоимость рекламы с 2009 года мы сумели поднять только на 1 рубль. Средняя цена 1 квадратного сантиметра цветной рекламы 12 рублей. Черно-белой — 8—9. Потому что у нас конкуренты. Они могут демпинговать. Вот эта рекламная газета, ее учредитель — самый крупный, наверное, предприниматель у нас в районе. Они могут себе позволить взять рекламный блок по нашей цене и публиковать еще 2 раза бесплатно. То есть в 3 раза дешевле будет. Они могут это сделать, а мы этого сделать не можем, потому что мы — государственное учреждение.

2. ПЕРВАЯ ПОЛОСА И ИНФОГРАФИКА
По подписке распространяем примерно половину тиража. На что стараемся обращать внимание? Конечно, на первую полосу, чтобы росли продажи. Часто сдаем свою «толстушку» в полночь, сидим, работаем, никто не уходит.
Порой вся газета готова уже в 9 вечера, а первая полоса — только к 12.
Хотя у нас там одна фотография и анонсы. Вроде бы особо и делать-то ничего не надо.
Занялись инфографикой. Тоже неблагодарное дело. Наш сотрудник может заниматься инфографикой весь день. А что такое на полосе инфографика? Треть полосы, четверть, пятая часть. Он работает целый день, и не всегда получается. Иногда ошибка корректора может все пустить. Сами понимаете, вычитывают, в основном, тексты, на графику не привыкли внимание обращать.

3. ДОСТАВКА И ДНИ ВЫХОДА
Приходится заниматься коллективной подпиской, подписывать организации. С почтой большие проблемы. Падает подписка из-за того, что почта доставляет на день-два позже номер.
Я думаю, через год, может, полтора нам придется по городу, по районному центру отказаться от почтовой подписки. Это ужасно, когда подписчики получают пятничный номер в среду следующей недели. Сами знаете, газета живет один день. У конкурентов есть своя доставка.
Это достаточно сложно. Мы пытались это делать 10 лет назад, не получилось. Почтальоны — сами понимаете, что такое. Уровень зарплат, уровень образования, уровень жизни, даже можно сказать. Очень сложно, но сделать придется.
Что касается перехода на еженедельник, то это хорошо.
Но у нас два конкурента — еженедельники. Если мы перейдем на еженедельный формат, то, мы будем в одной струе. Мы, возможно, сделаем больший разрыв по времени выхода. У нас вторник и пятница. Если бы был вторник и суббота, нам бы было гораздо легче выпускать газету.

4. СПЕЦПРОЕКТЫ
Мы часто готовим спецпроекты. Недавно провели — «Я люблю свою лошадку». Работали с госконюшней, которая расположена на территории района. Пригласили читателей. Они приезжали, кормили лошадей, брали над ними шефство. Мы фотографировали друзей лошадок, размещали снимки в газете.
И лошадям помогли, и подписку чуть-чуть подняли.

5. ВЕБ-САЙТ
Два года занимаемся сайтом, тратим деньги. Ни копейки с сайта пока не получаем. Надеюсь, в ближайшее время ситуация изменится. Сейчас у нас там организован прием объявлений через SMS, через короткий номер.
У нас сайт самый посещаемый из сайтов газет не только района, но и области, наверное. Порядка 600—700 посещений в сутки. Таким посещением, наверное, не может похвастаться даже областная газета! Потому что мы практически все материалы выкладываем на сайт.
Сначала этим занимался только я. Год входил в эту ситуацию. Сейчас у нас на сайте работает замредактора. Это достаточно несложно. Сложно его сделать. Выложить газету можно за час. Рекламу не выкладываем, только информационные полосы.
Подписка практически не упала. Входят в интернет и смотрят новости на сайтах не те люди, которые выписывают бумажную газету. Пытаемся продавать электронную версию газеты. Пока не очень хорошо получается. Вот в Устьянах получается лучше. Их земляки, наверное, более распространены по территории России. У них примерно
20 подписок по 1000 рублей. Мы подписываем по 600 рублей за полугодие на электронную версию газеты порядка 5—6 человек.

6. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Пишущих у нас 4 с половиной души. На полставки один корреспондент. Внештатных корреспондентов было очень много в былые годы. Сейчас 4—5 человек. Иногда появляются разовые внештатники, что-то привозят. Московский приезжает земляк, пишет и уезжает.
Писем стало меньше намного. Зато постоянно звонят. Есть проблема по обратной связи. Звонят в редакцию. Естественно, я не всегда на месте, ответственный секретарь в мыле постоянно, ей не до звонков. Корреспонденты, как говорится, в людях. Кто должен отвечать на звонки? Иногда некому ответить. Вот от этого страдаем. Хотелось бы отдельного человека, который бы «висел на телефоне».
Автоответчик пугает людей. Мы вчера подсмотрели идею. Жалобы по SMS. Думаю, это и будем использовать. Пока используем по SMS прием бесплатных объявлений. У нас GPRS-модем стоит на компьютере, и автоматически приходят туда объявления.
На сайте у нас есть раздел «Объявления». Человек, зайдя на сайт, подает объявление на сайте, которое автоматически попадает в два номера газеты. Затем автоматически объявление удаляется. Еще хочет объявление подать, он заходит на наш сайт, оставляет объявление, мы его еще в двух ближайших номерах печатаем.
У меня переадресация моего редакционного телефона на сотовый. Люди звонят и в 4 утра, и в 12 ночи. Нормальные люди, не пьяные звонят. Спрашивают, делятся, новости сообщают. Вы попробуйте, поставьте переадресацию своего телефона, они вам будут звонить и в выходной, и утром, и ночью.
В 4 утра — это самый такой шик!
И со всеми разговариваешь.
Не спрашиваешь: зачем звонишь-то? Они звонят, они надеются. Если звонят в редакцию в 4 утра и думают, что мы на работе, нам в зачет — большой плюс!


Андрей Гуляев

"Журналистика и медиарынок", № 11-12, 2012


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».