Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Журналисты были, есть и будут есть

За свои десять лет «большой журналистики» я поработал в нескольких проектах, смысл и назначение которых мне так и остались неизвестны. Через такие проекты прошли все сколько-нибудь активные столичные журналисты. Когда выделяются деньги, строятся планы, какое-то время выплачиваются солидные ставки и гонорары.


И с самого начала всем понятно, что планы сделать «ведущую газету» или «главный сайт» — не настоящие, что все, как в игре, понарошку, и только деньги — реальные, потому что полученные в конверте доллары обменный пункт принимает. Главное — вовремя выйти из игры. Потому что в один прекрасный день редакцию в полном составе уволят вместе с тем редактором, которому ты сдавал статьи в обмен на доллары в конвертах. Теперь же без долларов остался не только ты, но и редактор, которому скорее всего не заплатили за прошлый месяц.

Если за тексты платят деньги, значит, это кому-нибудь нужно. «Журналисты были, есть и будут есть, пока их будут кормить», — любит говорить на лекции один из преподавателей журфака МГУ. За что нас кормят, более-менее понятно. Начиная от глобального аспекта, когда журналисты своим вниманием к проблемам способствуют их решению, и кончая локальным, когда упоминание в СМИ повышает статус персоны или мероприятия.

Но почему в последнее десятилетие нас кормят все хуже и хуже? Где здесь проявление закона стоимости, согласно которому цена вещи должна определяться общественно необходимыми затратами труда, потраченного на эту вещь?

Как закон стоимости работал на старом НТВ, где ведущий новостей получал (по слухам) 20 тысяч долларов в месяц — столько, сколько на Западе получали главные редакторы ведущих газет?

Мир медиа — во многом мир виртуальный. «Постановщики реальности» — так назывался посвященный журналистам выпуск энциклопедического журнала «Отечественные записки». Мы изображаем что-то из себя и даем другим что-то из себя изобразить, кем-то казаться. Мы пытаемся заполнить пустоту между миром и человеком и создаем иллюзию, что эта пустота заполнена. Что мир под контролем, что события — такие, как про них сообщили в новостях, а о чем не сообщили, того как бы и не было. И в этом творчестве заврались настолько, что сами не в состоянии отделить реальность от придуманных нами стереотипов.


Александр Колесниченко

"Журналистика и медиарынок", № 01, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».