Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 14
ПлохоОтлично 

Правильная правда

Газетная площадь стоит дорого, а человек с его жизнью — ни копейки


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ночного клуба. Удобно развалившись на диване VIP-яруса, наблюдаем за происходящим. Ближе к полуночи клуб забит под завязку. Большинству внизу, на танцполе, нет и 18-ти — все пьют, курят, тусуются. Полиции нет, ограничивающих возраст надписей — также. Выходим из душного помещения в ожидании такси. Второй час ночи, вокруг мелькают детские лица. Трое пацанов, проходя мимо нас, наигранно-развязно спрашивают:
— Девчонки, покурить есть?
— А вам восемнадцать есть? Ничего, что мы вам в мамы годимся?

Сквозь удивленный смех:
— Так вы же сами маленьких любите. Что мы не знаем...

Пацаны скрываются за дверями клуба. Мы переглядываемся: противно... Такси задерживается. Еще один персонаж лет 20-ти от роду ведет к машине стайку девчонок на вид лет 14—15-ти. Полгода назад он пытался сдать на права, обучаясь в одной группе с моей подругой:
— Постой, так ведь у тебя прав нет?!
— И что? Я уже шесть лет за рулем: остановили — заплатил.
— Угробишь девчонок, жалко.
— У меня все под контролем, а если что, везде свои люди.

В наконец-то подъехавшем такси едем молча. У каждой дети, чуть младше тех, с кем только что общались. Сижу и размышляю, смогу ли я завтра написать об этом в газете? Нет. Газета частная, хозяин клуба — один из важных рекламодателей. Город маленький. Даже если как журналист, редактор решу поставить материал, руководствуясь гражданской позицией и моралью, его не допустит до печати издатель — ему нужна прибыль и не нужны ссоры.

ПРИНЯЛИ ЗАКОН о вреде информации, с меня как редактора спрашивают за каждый плюсик, доходя до абсурда. Если газета с возрастным ограничением 16+, то детскую страницу уже ставить нельзя! На местах чиновники, прикрывая себя и ища повод для крупного штрафа, впадают в мракобесие. Никто не разработал критериев, не собирал экспертных комиссий, советов — все сугубо на совести проверяющего. Если что — штраф.

Журналистику в очередной раз загнали в угол, заставив замолчать, особенно на местах, особенно в частной прессе. А как же хозяин клуба, полиция, административные органы, совет по правам детей? Где все они, почему не приходят с рейдом в клуб? Зачем? Кушать все хотят. Есть газета, есть журналист — мы законопослушны и бесправны. Нас можно закрывать, штрафовать, убивать.

Можно, потому как мы давно уничтожили свою профессию в тот момент, когда с радостью произнесли: мы вторая продажная, а возможно, и первая. Согласилась быть проституткой, терпи, что имеют.
А сколько сейчас вузов по всей стране готовят журналистов — сотни! А кто там преподает? Провозгласив, что писать способен каждый, второй раз растоптали профессию. Смешав воедино пиар и журналистику, добили окончательно.

ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ не интересует журналистика, им важен бизнес. Сама сущность профессии сведена к нулю. Журналист настолько ущемлен в своих правах, что дальше некуда. Он стал зависим от хозяина, властных структур и героев своих материалов. Журналист сегодня — это раб. Раб редакционной политики, законодательства, которое выступает не защитником, а палачом, даже в тех случаях, когда вина героя публикации доказана в суде.

Прочитала в статье коллеги в нашем журнале фразу о том, что бизнес, настроенный на человека, был, есть и будет всегда, и через 8 и через 100 лет. Хочется разделить оптимизм автора, но для этого нужно прожить минимум 100 лет богатой и сытой жизнью, чтобы, наконец, осознать, что человек — главная ценность. В наших реалиях частная газета с агрессивным рекламным отделом — машина для зарабатывания денег, где журналист — балласт.

Мы разучились говорить и слышать, общаться и обсуждать. Социум развалился на маленьких индивидуумов, сидящих в сетях и разговаривающих сами с собой. Помню, как впервые переступила порог редакции 17 лет назад, и ту атмосферу творческого коллектива единомышленников-профессионалов. Как мы обсуждали, спорили, делились эмоциями, мыслями, впечатлениями, перемещались из кабинета в кабинет, приставая с вопросами к коллегам в поисках того единственного слова, на котором тебя вдруг заклинило, и материал дальше не шел. Сейчас этого нет. Боимся говорить без аватарок даже друг с другом, что же мы можем сказать своему читателю?

Молодой журналист очень быстро начинает ощущать явное или скрытое давление в выборе темы и подачи будущего материала. Редактор, вместо того чтобы поддерживать творческий потенциал сотрудников, поощряя их креативный поиск, честную и беспристрастную подачу материала, вынужден держать нос по ветру, угадывая малейшие изменения в окружающей среде. Кто, где, с кем и почему сегодня «дружит» и против кого. Ведь его цель не информировать читателя, а выжить, заработать лишнюю копейку.

Преувеличиваю? Если бы! Преуменьшаю. Еще в начале 90-х годов в факультетском журнале УрГУ им. А. Горького «Факс» вышла замечательная статья о свободе слова и ее зависимости от денежного кошелька и места издания СМИ. «Местная пресса — самая зависимая пресса в нашем государстве. Нет, она не лжет, не искажает факты, она выдает лишь правильную правду, ту, которая необходима именно сегодня».

КОГДА МОИ СТУДЕНТЫ, будущие журналисты, отвечая на вопрос о причине выбора профессии, говорят: «Мы хотим славы», я неизменно отвечаю: «Отлично! Но слава — это вершина айсберга под названием «журналистика». Прежде всего, вы должны помнить, что избрали для себя одну из самых сложных, самых тяжелых профессий, в которой главным критерием станет ваша совесть. И как бы вы ее ни вытравливали, ни заглушали, она будет давать о себе знать. Да, вам придется научиться компромиссам, виртуозно пользоваться эзоповым языком, уметь дружить и обзаводиться нужными связями. Вы не раз задумаетесь о том, как поступить, так как у вас будут семьи. И только от вас будет зависеть, что вы разрешите себе, а чего нет. Вы будете ненавидеть свою профессию и себя в этой профессии в те периоды, когда ваша информированность превысит рамки «правильной правды».

МЫ ВСПОМИНАЕМ об опасностях, подстерегающих нас, только в случаях гибели коллег. Кто сосчитает талантливых умных журналистов, которые, не выдержав настоящего состояния дел в профессии, ушли из нее навсегда? Ушли в никуда, устав бороться с системой.

Уже сегодня большинство печатных и эфирных СМИ отстают по оперативности и контенту от электронных собратьев. Молодые уходят в безграничное пространство интернета, создавая собственные сайты, ведя форумы и блоги, которые оказываются не только более мобильными, но и более свободными в подаче информации и правдивыми по отношению к своим пользователям. И как это ни парадоксально, но именно там реализуются основные принципы нашей профессии.

В то время как мы в своих авторитетных СМИ отписываем тоннами макулатуры объяснительные и отвечаем на бесконечные запросы федеральных структур о публикациях по тематике запроса. Выставляем плюсики, проверяем лицензии и законность деятельности рекламодателей (почему мы и почему несем ответственность за них?).

Замечательный тезис с последнего форума Союза журналистов России в Анталии: журналистика должна повернуться лицом к человеку. Двумя руками «за».
Только маленький вопрос: кто оплатит?

Газетная площадь стоит дорого, а человек с его жизнью — ни копейки. Вот они, лежат передо мной на столе восемь глянцевых номеров журнала о людях нашего города, журнала, меньше чем за год ставшего востребованным читателем, но… девятого номера не будет.

Журнал не приносит прибыль. Только печать одного номера издателю обходится в 120 рублей, а максимальная цена, за которую потребитель согласен его приобрести, — 70 рублей. С меценатами у нас проблема, местная власть оплачивать не может — бюджет и так по швам трещит, да и расходы, вроде как нецелевые.

НЕ ВСЕ ТАК БЕЗНАДЕЖНО в нашей профессии. И социальные кампании можно проводить на голом энтузиазме, причем на уровне города — главное найти нужную мотивацию и заручиться поддержкой. Два года назад мы запустили акцию «Через годы, через расстояния…», посвященную 65-летию Победы. Позиционировали следующим образом: «День Победы — это праздник каждого из нас. И каждый может что-то сделать, потратив минимум времени и сил, а вместе получится большое дело».

Объявили акцию по поиску однополчан шадринцев. Самое страшное для ветеранов — одиночество, и мы попытались устроить им виртуальную, а возможно и реальную, встречу с друзьями; конкурс «Открытка для ветерана». Любой ребенок может своими руками сделать открытку для участника Великой Отечественной войны и принести ее в редакцию газеты.

Фотовыставка, подготовленная членами городского фотоклуба, рассказала о том, как праздновался этот день в Шадринске в разные годы. Молодежь подготовила музыкально-поэтическую композицию «Привал» из стихов военной поры и выступила в городском сквере. Мы выпустили листовки с портретами ветеранов и развесили в общественных местах, школах.

Более 500 детских рисунков, авторам которых было от 4 до 16 лет, были выставлены вдоль центральной аллеи города, лучшие — отпечатаны в типографии и подарены ветеранам. Открытка-победитель была размещена на рекламном щите в центральной части города. Все на деньги спонсоров, которые сказали: «Разве за память о наших дедах мы возьмем деньги?» Мы их не искали, они пришли сами.

К поиску однополчан шадринских ветеранов подключились студенты педагогического института. Не отказали в помощи челябинские и курганские коллеги-журналисты. Мы нашли однополчан, объездив полобласти и проведя часы за телефонными переговорами. Сняли два сюжета с коллегами и показали на торжественном собрании, а также по областному ТВ. Слезы радости пожилых людей и… звонок от женщины, которая, увидев сюжет, через 65 лет узнала о судьбе своего погибшего отца (один из ветеранов, вспоминая об однополчанах, рассказал и о нем).

СЛОВА ЮНОЙ АКТРИСЫ: «Когда я надела платье своей прабабушки, как раз той поры и читала подлинное письмо на фронт, испытала сильнейшие эмоции». А еще были материалы в газете, школьные сочинения, встречи с ветеранами и горящие глаза журналистов. Тех самых ребят, которые вдруг почувствовали, что их труд очень важен. И их слово имеет отклик в душах и сердцах. После осуществился проект молодежной газеты, за первый же год занявшей ряд первых мест в региональных конкурсах. Но это, скорее, увы, исключение из правила. 


Светлана Емельянова

"Журналистика и медиарынок", № 02, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».