Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Сказания сибирских окраин


В детстве терпеть не могла деревню. Я была маленькой и хотела остаться дома, а родители каждое лето отправляли меня к бабушке.
Они говорили, что «на каникулы», а я думала — «в ссылку».


Я скучала. Кроме того, прожив целый год в городской квартире, я каждый раз чувствовала себя… беззащитной в маленьком домике на берегу бескрайнего Байкала, больше которого было только небо.
Это детское ощущение беззащитности русской деревни осталось во мне навсегда.
С какой радостью сегодня я вернулась бы туда, но возвращаться некуда.
В бабушкином доме с окнами на «море», живут чужие люди.
Если б вы знали, как пахнет свежескошенное сено на лугу около горной, «гальцовой» речки, как волнуешься, вытягивая на рассвете сеть, полную омуля, какие яркие звездопады бывают августовскими ночами, и какое вкусное молоко давала «моя» корова Красуля, вы бы поняли, что нельзя не тосковать по всему этому

«СЛОВАРЬ ГОВОРОВ русских старожилов Байкальской Сибири» Галины Афанасьевой-Медведевой я впервые увидела в самом неподходящем, казалось бы, месте — в церковной лавке. Почему он оказался именно там, отдельная история, впрочем, вполне закономерная, на мой взгляд. С первой же страницы на меня пахнуло детством и родным байкальским ветром, и бабушкины сибирские словечки бисером рассыпались по строчкам. Тысячами голосов словарь вдруг начал рассказывать мне бабушкины истории — о том, как раскулачили семью, как отца бросили в тюрьму, а маму с восьмерыми ребятишками отправили в ссылку, где из всех только бабушка и выжила.

ПОДОБНЫХ ИСТОРИЙ в словаре множество. А через рассказ одного человека вдруг возьмет и проступит жизнь целой деревни, края, России…

Например, открываю наугад, и читаю: «белый день» — позднее утро, наступающий день. Комментарий записан в селе Толмачево Качугского района от Марфы Павловны Толмачевой. «У нас был Платон, он бедняк был. Да он лентяк. Люди-то едут с пашни, наработались, едут коней уж кормить-поить. А он токо встает. А белый день на дворе. А эта репрессия-то пошла — он на крыльце стоит:

— Да-а-а! Так-то так, да подровнять-то надо.

Людей-то надо подровнять, чтоб все ровны были. Или уж все спали бы до этого солнца, или уж все работали бы. А он не пойдет работать-то! Он седня одну ногу обует, назавтре втору… Бедные они были. Они-то бедны были — ни детей, никого не было — оне бедны были. А у нас по восемь человек семьи, и мы не были бедны-то. Середняки как мы были. Вот. …Вот какие лени-то были! Тоже где и теперь есть. Кто были работяги, тех раскулачили, выгнали. Да если бы не те бы мужики, дак мы бы войну бы не застояли, ни за что бы не достояли. А то мужики-то были крепкие-е-е, порные! Ой-е-ей, каки!»

С ТЕХ ПОР, как я впервые увидела эту удивительную книгу, прошло четыре года. Мы познакомились и подружились с автором словаря, вместе проехали с экспедициями Качугский, Жигаловский и Казачинско-Ленский районы Иркутской области. По материалам этих поездок было написано несколько циклов публикаций: «Сибирская Атлантида Галины Афанасьевой-Медведевой», трилогия «Сибирь уходящая», «Повесть временных лет в новой редакции и ряд других. В итоге работа переросла в совместный проект, который мы надеемся продолжать на страницах «Восточно-Сибирской правды» и дальше.

Тем более, что он вызывает самые благоприятные отклики читателей и неподдельный интерес. Может быть, люди тянутся к своим корням, интуитивно пытаясь найти там ответы на вызовы современности.

Но если я была лишь в нескольких экспедициях, Галина Афанасьева-Медведева обследовала около полутора тысяч селений Сибири. Большинство из них — старожильческие, освоенные русскими в 17—18 веках. В отличие от населенных пунктов многих других регионов они долгое время оставались в состоянии изолированности.

ПОСЛЕДНЯЯ наша совместная поездка состоялась в начале декабря 2012 года в таежное село Карам Казачинско-Ленского района, которое расположено за тысячу километров от Иркутска.

Район получил новую жизнь с приходом БАМа. Но Карам лежит в стороне от больших путей, и даже грунтовую дорогу в село сделали лишь четыре года назад, а до этого времени приходилось обходиться зимником, а летом сплавляться по реке. Когда-то, в советское время, сюда летали самолеты, но в 1990-е годы государство спешно отошло с этих земель, оставив людей самостоятельно решать свои проблемы.

Кстати, электричество в Караме до сих пор вырабатывает дизель-генератор, который включают только утром и вечером.

Сотовый телефон здесь совершенно бесполезная вещь, чтобы связаться с большой землей нужно бежать в поселковую администрацию или на почту, где стоят таксофоны.

В администрации имеется вообще неслыханная роскошь — интернет, правда, медленный. Привезенный из этой экспедиции материал еще не обработан, и самое обидное, что не хватает времени им заняться.

К СОЖАЛЕНИЮ, народную культуру все больше воспринимают через матрешку и балалайку. Но существуют глубинные смыслы бытия, глубинные основы культуры, отсылающие нас к прошлому, из которого Россия выросла и окрепла как государство со своими национальными особенностями. Особенно актуально это становится сейчас, когда «объявили» глобализацию, по сути означающую стандартизацию, нивелирование национального, размывание границ и ожидание нового суперчеловека.

Меня бесконечно поражает милосердное, сочувственное отношение к «странным» людям, бродягам, беглым каторжанам, готовность прийти на помощь. «Раньше же прохожие, бродяги всяки ходили, с каторги сбегали, каторжане. А народ-то их жалел. Кто хлеб, кто крынку молока. Которы на полочку ставили в воротах, в сенях хлеб для прохожих, хлеб, молоко. Кормили. На полочку поставят, на бродяжку. Мать хлеб когда пекет, всегда калачи, и как закон, пару калачей и чумашек молока ставит, сметаны накладет. А когда кто как возьмет, это уж неизвестно. Утром встанет — чумашек испитой».

ЭТОТ ОБЫЧАЙ выставлять нуждающимся, попавшим в беду хлеб, молоко на полочку-бродяжку был широко распространен в Сибири. Существовала целая система воззрений, основанная на евангельских идеях любви к ближнему. Это одновременно и система взглядов, и черта национального характера — потребность делать добро столь естественная, что не воспринимается как что-то особенное ни дающим, ни принимающим.

И ВООБЩЕ ТЕМА милосердия, сопереживания — это очень русская тема, она красной нитью проходит через всю народную культуру. Традиции гостеприимства до сих пор сохранились в сибирской провинции. Правда, молоко «на бродяжку» уже не ставят, но накормят-напоят от души в любом доме. Еще одну удивительную вещь я заметила в наших поездках: чем дальше мы уезжаем от города, тем меньше значат деньги, они словно обесцениваются в деревне.

Зато в городе деньги значат очень много. Пожалуй, именно финансовый вопрос является основным камнем преткновения в современной журналистике. Не хочется драматизировать ситуацию и обвинять журналистов в продажности, тем более, что делать этого я не имею морального права просто в силу цеховой солидарности. Однако реальность такова, что средства массовой информации вынуждены обслуживать чьи-то информационные интересы, хотя бы для того, чтобы оставаться рентабельными.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, плотность современных информационных потоков настолько велика, что давно стала избыточной для нормального человека. Еще на студенческой скамье будущие журналисты четко усваивают установку: идеальный размер текста — четверть газетной полосы А2, потому что большие тексты никто не читает. Но и у самого журналиста просто нет времени остановиться на одной теме, чтобы сделать аналитический, серьезный материал. Как правило, такие тексты пишутся «вопреки всему» и для них приходится выкраивать свободные часы, быстрее обычного прогоняя информационную «текучку». Все это не способствует появлению серьезных журналистских работ, которые позволяют почувствовать вкус эпохи, уловить ощущение времени.

ТЕПЕРЬ, КАК НИКОГДА, многое зависит от политики издания и личной позиции руководства. Газета «Восточно-Сибирская правда», в которой я работаю, дает своим сотрудникам счастливую возможность творческого роста. Кстати, в январе 2013 года наша газета отметила 95-летний юбилей. В 20-е годы прошлого века в «Восточке» печатался Ярослав Гашек, в более поздний период — Валентин Распутин.

В этих стенах выросла целая плеяда блестящих журналистов. В коллективе прекрасно уживаются ветераны, настоящие «акулы пера» и молодые ребята, недавно покинувшие студенческую аудиторию.

К слову сказать, для меня «Восточка» стала и университетом, и школой профессионального мастерства, потому что 13 лет назад я пришла сюда после окончания института иностранных языков, не имея за плечами ни опыта работы, ни специального образования.

Сегодня «ВСП» остается газетой влияния, к ее голосу прислушиваются и региональные элиты и местные власти. При активной поддержке медиа-сообщества, и прежде всего, главного редактора «Восточно-Сибирской правды», в Иркутской области был создан Центр русского языка, фольклора и этнографии под руководством Галины Афанасьевой-Медведевой. Летом нынешнего года указ о его учреждении подписал губернатор Иркутской области.

СЕГОДНЯ ЦЕНТР активно занимается издательской деятельностью и просветительскими проектами, направленными на популяризацию русского языка, национальной культуры. А ведь еще несколько лет назад судьба проекта была неопределенной, средств на издание 20?томного словаря не было. Пожалуй, именно в такие моменты понимаешь, что работаешь не зря.


Трифонова Елена

"Журналистика и медиарынок", № 02, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Валентина Корзунова, газета «Черногорский рабочий», Республика Хакасия
Мне повезло в том, что сословный снобизм меня не коснулся. В юности я очень много путешествовала, ездила по недостатку денег автостопом, ночевала с друзьями в охотничьих избушках, деревенских домах, полевых станах и благодаря тому опыту поняла, что самый незаметный человек, с самой непрестижной профессией может быть очень интересным собеседником, не просто умным и образованным, а и мудрым. Главное, задушить в себе спесивость, превосходство горожанки с философским образованием, а просто стать интересной для собеседника, и тогда он столько расскажет, что иного и в книгах не найдешь.