Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Метод нечеткого представления


Экономика, образование, культура и политика — вот тематические сегменты, которые лидируют по числу материалов, публикуемых в муниципальной прессе.
Суммарно им посвящены около 65% всех публикаций


Материалы неопределенной тональности, неопределенного назначения, неопределенного жанра занимают наши страницы

Таковы результаты исследования, проведенного Фондом развития информационной политики (ФРИП) в конце 2011 года по поручению и при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Использовалась случайная выборка по всем регионам РФ (свыше трехсот изданий).

А в 2012 году анализу подверглись районные и городские газеты одного из субъектов федерации Приволжского федерального округа. Как и в первом случае, респонденты отвечали на вопросы тех же анкет, которые были разработаны Александром Колесниченко и Михаилом Вяткиным при участии Светланы Салтановой.

Результаты обоих исследований оказались практически одинаковыми. Расхождения по отдельным показателям не превышали 5%, что вписывается в рамки допустимой погрешности и говорит о том, что результаты имеют общесистемный характер.

Сразу необходимо оговориться. Полученные цифры являются не абсолютными, а относительными величинами. Поскольку они соответствуют представлению главных редакторов о своих изданиях.


География публикаций
Происходящему в своем муниципальном образовании посвящено 55% газетных материалов, в субъекте федерации — 15%, в стране 7%, в мире — 3%. При этом 20% материалов не имеют четко выраженной географической привязки, их можно определить, как относящиеся к общечеловеческим темам.

Информационный повод
Различные мероприятия (органов власти, коммерческих и общественных организаций) являются информационным поводом свыше 51% публикаций. Собственные наблюдения журналистов и обращения читателей порождают 44% материалов. А вот проблемы, обсуждаемые гражданами в соцсетях, в блогах и на форумах в интернете пока учитываются редакциями скромно. Они стали поводом к подготовке 5% публикаций.

Учет различных мнений
Основываются на информации, полученной только из официальных источников 45% публикаций, в 55% случаях журналисты, готовя материал, обращаются к гражданам, которых затрагивает поднимаемая проблема, или приводят мнение независимых экспертов.

Авторы публикаций
Журналисты, работающие в редакциях, являются авторами 55% публикаций, Внешние авторы (читатели, эксперты, чиновники, внештатники и др.) — 40% . Около 5% — это перепечатки из других источников.


Цели публикаций
Муниципальные газеты стремятся проинформировать своих читателей о том, что им важно знать как гражданам, в 57% публикаций, сообщить сведения, которые можно использовать на практике, — 33%, 10% — это развлекательные материалы.

Тональность материалов
Только пятая часть отведена критике, треть — имеет одобрительный характер, нейтральные — практически половина.

Жанровое разнообразие
Лидируют новости — 22%, затем проблемные статьи и интервью — по 19%, репортажи — 17%, портреты — 14%, авторские колонки — 9%.

Общая газетная площадь делится примерно в таком соотношении:
Собственно журналистские материалы — 55%.
Модульная реклама и частные объявления — 14%.
Телепрограмма — 12%.
Официальные материалы (распоряжения, постановления, обязательная информация) — 8%.
Публикации на платной основе (кроме официальных материалов) — 10%.

Таковы характеристики среднестатистической российской муниципальной газеты. Разумеется, они далеки от идеальных и вряд ли соответствуют информационным потребностям читателей и вызовам сегодняшней повестки дня. Однако на эти результаты можно посмотреть как на мерку для уточнения собственных позиций. Редакторам можно сопоставить с цифрами параметры своей газеты. Затем, наметив приоритеты, уже решать, каким образом следует скорректировать информационную политику издания.

Что волнует читателя и чему уделяется недостаточно внимания?
Мы просили оценить, какие темы вызывают наибольшее число читательских откликов, а также каким проблемам в настоящее время муниципальная пресса уделяет недостаточно внимания. На эти вопросы респонденты могли дать по несколько ответов. Обработанные результаты представлены на диаграммах.


5% и меньше набрали следующие темы: молодежные проблемы вкупе с образованием, история вместе с патриотизмом, культура (включая духовность, мораль, нравственность), экономика, портреты и житейские истории.


Редакторы считают, что не следует уделять большее внимания следующим темам: гражданские и общественные инициативы, частное предпринимательство, коррупция и журналистские расследования.

Неожиданное открытие или степень скрытого лукавства
Исследования завершились, были подведены итоги, полученные материалы выглядели интересно. Но какой-то червячок сомнения не давал мне спокойно жить. Почти каждую неделю я вновь и вновь мысленно возвращался к проделанной работе. Решил пригласить математика Игоря Коновалова, работавшего в то время веб-редактором ФРИП, еще раз вместе посмотреть на результаты обработки анкет. Мы вспомнили, что существует «метод приведенных коэффициентов», и решили с его помощью все заново пересчитать. Оказалось, что червячок сомнения завелся неспроста. Вот что выявилось.

Редакторы (а наши исследования проводились на анонимной основе) воспользовались тем, что, отвечая на конкретный вопрос, можно было не думать о возникающей сумме итогового выбора. Эта сумма в итоговых расчетах и не предусматривалась — мы стремились оценить отдельные показатели.

Новый метод показал расхождения. Когда они укладывались в 5%, цифрам мы не придавали значения. Но вот яркие примеры: публикации неопределенной тональности (не критические, не одобрительные и не нейтральные) — 15% от общего числа всех публикаций; материалы, которые
имеют неопределенное целевое назначение — 13%; материалы неопределенного жанра — 11%.

Получается, что наш усредненный редактор либо не знает, либо лукавит. Многолетний опыт общения с руководителями местных изданий склоняет меня ко второму варианту. Когда вокруг власть, госструктуры, бизнес и читатели, и у всех свои представления о задачах местной прессы, хочется иметь возможности для маневра. Интуитивно найденный метод нечеткого представления, вероятно, позволяет редактору легче переносить волнения в море житейском.

Ситуация все-таки довольно грустная. Хочется, чтобы СМИ занимали бы более четкую позицию. Наверняка это вызовет большее доверие читателей.


Михаил Вяткин

"Журналистика и медиарынок", № 02, 2013


 



ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».