Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Встретимся на Углече поле


Историко-краеведческий журнал «Углече Поле» награжден специальным дипломом Союза журналистов России «За большой вклад в защиту русской культуры».
Создается он силами небольшой редакции и авторов-энтузиастов — историков, научных сотрудников, краеведов. Полноценный толстый хорошо иллюстрированный журнал выглядит по-столичному, и трудно поверить в то, что он вырос из скромного приложения к «Угличской газете»


Удивление — вот, пожалуй, главное чувство, которое испытываешь, когда держишь в руках последние выпуски журнала «Углече Поле». Как удалось Угличу осилить столь многотрудное дело? А начинаешь листать, читать — удивление только возрастает. Одна статья интересней другой. И в каждой — историческая основательность, глубина, авторский взгляд. Удивляешься чистоте и богатству языка — теперь так почти не пишут и не говорят даже со сцены. Удивляешься правильности избранного пути постижения прошлого — через человека своего времени, с его мыслями, делами, эмоциями. А ведь только в этом случае история «входит» в душу, становится родным воспоминанием, как старая фотография из семейного альбома. И едва ли не самое удивительное то, что журнал «продержался» шесть лет на энтузиазме главного редактора и полном бескорыстии авторов.

Кто же они? Бессменный главный редактор «Углече Поля» Алексей Суслов. Если вам не доводилось видеть живого русского интеллигента, знакомьтесь. В его приветливом выразительном лице — природная доброта, внимательный ум, веселая ирония и интерес к жизни. В манерах — простота, непринужденность, никакого «Я», только «мы» — с искренним восхищением коллегами и благодарностью ко всем, кто рядом. Он вспоминает:

«Все началось с того, что в нашей газете мы стали печатать краеведческие материалы. У города — большая древняя история и сильное краеведческое сообщество. Но в газете надо было отдавать предпочтение событиям сегодняшнего дня, и для больших исторических материалов просто не хватало места. Тогда мы решили сделать для них отдельное издание, и в 2006 году вышли. В этом нас здорово поддержала глава района Элеонора Михайловна Шереметьева — сама истинная любительница истории и патриот Углича. Да в то время газетой мы и сами зарабатывали достаточно, чтобы «тянуть» небольшой журнал. Авторы наши денег не требовали, работали на энтузиазме. У них свой интерес — в стол-то писать не хочется, нужен выход. А тут они получают свои 20 журналов — раздают друзьям. Довольны все. Поначалу мы выходили 4 раза в год и бесплатно раздавали журнал подписчикам газеты. А название «Углече Поле» нам подсказал профессор кафедры журналистики Ярославского педуниверситета Евгений Ермолин. Раньше Углече поле было мощным княжеством — до самой Твери. Князь Андрей Большой конкурировал с Москвой, а Углич развивался как столичный город. Мы решили, что нам это подходит».

С тех самых пор к местным авторам-энтузиастам присоединился и Евгений Ермолин. И хотя уж он-то точно пишет не в стол, но как откажешь журналу, которому сам дал название? Он расширяет границы «Углече Поля», с легкостью эрудита соотнося местные события и явления с мировым историко-культурным процессом. Завораживает игрой слов, сопоставляет факты, анализирует, додумывает, и все для одного — «дойти до сути». В нашей литературной губернии так умеет только он.

«Может быть, метафизика профессора Ермолина не всем понятна. Но он так интересно пишет! И каждый раз открываешь для себя что-то новое, неожиданное, что требует осмысления», — радуется присутствию почетного автора его бывший ученик, Алексей Суслов.

«Метафизика» профессора очень хороша: его взгляд не одномерен, а «глубина, ширина и высота» мысли, соединяясь, дают картину жизни в полном объеме. Умные читатели такую «голографию» истории ценят выше всего, а журнал на них и рассчитан.

Среди авторов-основателей «Углече Поля» — научный сотрудник Угличского музея Светлана Кистенева, член Союза журналистов, статьи которой востребованы в столичных и зарубежных изданиях. Она из тех увлеченных исследователей, которые живут в минувшем, как в реальном мире. Поэтому «прогуляться» с ней в прошлое — удовольствие. Глядя на старый портрет, узнаешь и о любви, и об интригах, и о потерях, и о других превратностях человеческой судьбы. Рассказывает умно и тонко. Множество деталей быта, ссылок, отступлений намекают — это лишь верхушка айсберга, лишь малая часть того, чем владеет автор. Светлане есть что сказать и про Углич, и про Мышкин, и про Рыбинск. Восхищаюсь ее щедростью: немногие способны так легко дарить то, что собрано годами кропотливого архивного труда.

Другой постоянный автор журнала — Виктор Бородулин, угличский инженер-конструктор. Увлечение историей и фотографией сделало его счастливым обладателем президентского гранта. Торопясь запечатлеть безвозвратно уходящий в прошлое мир, он одинаково талантливо снимает и пишет. Например, о деревянных домах: « … они сами почти как люди. Некоторые к старости устают жить, запас их внутренних сил исчерпан, и свой приближающийся конец они ждут как облегчение, как единственный выход».

Его рассказы о русских мужиках — как современные притчи. Коля-печник решил отбить с полуразвалившейся колокольни десяток недостающих кирпичей — завалило насмерть. Другой Коля залез по лесам к самому кресту, держась за который пил водку из горла бутылки и кричал: «Я — Бог! Я — Бог!». Спустился невредимым с прозвищем «Коля-Бог». «Неужто и вправду Господь десницею своею оберегает дураков и пьяниц? И зачем это Ему? «Э-э-х, Рассея…» — приглашает читателя задуматься над законами жизни еще один автор-метафизик.

В 2012 году грант Президента России помог и Алексею Суслову — удалось выпустить сборник «Живой Углич»: «…про угличских уникальных беспокойных людей, которым творить — значит дышать…» Он видит этих людей, любит их и не устает радоваться: как богат Углич на таланты! Здесь и участник скандально известной выставки на Малой Грузинской Сергей Симаков, ныне церковный живописец игумен Рафаил, и народный мастер-свистульщик Валерий Куртмулаев, и американка с угличскими корнями Анна Франк, объединившая в Нью-Йорке свою мечту с американской, и немецкий велосипедист Армин Гайслер, победивший в традиционной угличской велогонке. Мозаика неповторимых лиц, судеб, взглядов. Сборник утверждает гениальную в своей простоте истину — в мире нет ничего более интересного, чем человек.

«Живой Углич» вполне мог оказаться прощальным фейерверком — дальше «тянуть» журнал не было ни денег, ни сил.

«Мне казалось, что все свои последние силы я отдал журналу, — вспоминает Алексей, — все, больше не смогу, наверное, сделать. Вдруг, как часто бывает в жизни, определенное стечение обстоятельств — и неожиданный результат. Я оказался в Рыбинском музее на открытии выставки авангарда, где волей случая познакомился с главой города, Юрием Васильевичем Ласточкиным. Подарил ему последний номер «Углече Поля», из тех, что привез рыбинским коллегам. Он полистал, удивился, что в Угличе выходит такой толстый и хорошего полиграфического качества журнал.

На следующий день Юрий Васильевич звонит: «Надо пообщаться». При встрече он сначала щедро одарил меня прекрасно изданными книгами рыбинских авторов, а потом со свойственной ему решительностью предложил объединить силы двух городов и сделать журнал про Рыбинск. Я спросил: «Как назовем? Рыбная слобода?» Он ответил: «Нет, название оставляй свое».

Была ли случайна эта встреча? Но разве могли не встретиться единственный в своем роде уникальный журнал и единственный человек во всей губернии, который захочет и сможет его поддержать? Юрий Васильевич «открыл» журналу второе дыхание, более полное и качественное: вывел «Углече Поле» за границы одного города, поставив его на службу губернскому краеведению. Недаром Юрия Ласточкина Союз журналистов России тоже не оставил без награды: за поддержку угличского журнала и других просветительских печатных изданий и проектов в Ярославской области мэр Рыбинска недавно был награжден Почетным знаком.

Содружество Рыбинска и Углича оказалось плодотворным. В двух номерах — несколько десятков материалов по истории Рыбинска: о бирже и купечестве, археологии и архитектуре, иконах и портретах, пароходстве и огнеборстве, Мологе и Волголаге, Нобелях и Голливуде. Рыбинцы очень любят свой город, и по патриотичности могут соперничать разве что с Мышкиным. Он и стал следующей «остановкой» журнала.

Город-явление Мышкин интересен тем, что на глазах современников «сделал» себя сам. Из любви и краеведения. Кажется, что свой небесспорный сказочно-туристический образ мышкинцы создали в поиске ответа на главный вопрос: как жить? И правда, как жить человеку, имеющему живую душу, любящему свою малую родину, и настолько правильно устроенному, что не предавшему и не покинувшему ее в трудный час? Что по этому поводу говорит история Мышкина? Правнук М.И. Кутузова, русский дворянин Ф.К. Опочинин, предпочел маленький городок столице и посвятил всю свою недолгую жизнь просвещению народа: успел открыть в уезде 18 (!) школ, основал первую в губернии публичную библиотеку, передав в нее богатейшее личное собрание книг. Служил своей земле и заслужил бессмертие: Мышкин будет гордиться, любить и помнить столько, сколько будет стоять. Вот и ответ.

При всем многообразии тем и идей каждый выпуск «Углече Поля» — о служении человека своей малой родине. Раньше и теперь. «Углече Поле» — не просто журнал. Это культурное пространство для неширокого круга людей, без которых широкий круг быстро деградирует. «Углече Поле» — это богатый и правильный русский язык, сохранение которого равносильно сохранению государственности. «Углече Поле» объединяет самую здоровую часть нашего больного общества — тех, которые не сбежали из своих городов, не предали историческую память и просто живут, делая то, что им интересно. Даже не думая о том, что служат России, «удерживая планку» человечности и нравственности.

А у журнала большие планы на будущее: Романово-Борисоглебск, затопленная Молога, Ростов, Борисоглеб… Будем читать!


Шиманская Марина


"Журналистика и медиарынок", № 03, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».