Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Пошла по рукам


В комплекс помещений на Пушкинской втиснули восемь ресторанов, кафе, суши баров, на этажах обувной магазин, магазин косметики, косметический салон компании «Дешиле» и т.д. На третьем этаже, через единственный в Москве зал, где стены выложены итальянской мраморной мозаикой на сюжеты истории печати, парни в спецовках катят тележки с мешками кроссовок, с ящиками кремов и шампуней. На все это смотрят со стены 24 портрета под стеклом, лица всех главных редакторов газеты


СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ В СМИ, как и всюду — естественный и благотворный процесс; постоянный приход в журналистику талантливой, образованной молодежи для профессионалов всегда праздник души. Но в наши времена этот процесс часто происходит в нецивилизованных формах. Сквозь призму поколенческого вопроса в российской журналистике часто просматриваются попытки грубого, искусственно ускоренного передела медийного пространства собственниками СМИ — с целью, к журналистике отношения не имеющей.

На нашей памяти «Известия» были газетой высшей законодательной власти, ее собственностью. И с тиражом до 12 миллионов — одним из самых влиятельных периодических изданий мира. В ней работали лучшие журналисты страны, цвет отечественной журналистики. И вот эта газета попала в жернова бандитской вольницы и не в фигуральном, а в буквальном смысле пошла по рукам. Редакция стала терять профессионализм, читателей, тиражи.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕДАЧ ИЗ ОДНИХ ЧАСТНЫХ РУК В ДРУГИЕ газета полностью лишилась здания в центре Москвы. Это здание на Пушкинской площади было и до последнего времени оставалось одним из символов отечественной культуры, своего рода храмом для журналистов разных поколений. Но единственной целью многократной перепродажи газеты как раз и был захват этого здания. И ни в одной из ветвей власти, ни в одной политической партии не нашлось человека, кого бы такие события насторожили. Это наше общество — сегодня.

Не стану мифологизировать аджубеевские и послеаджубеевские «Известия», это была газета своего времени. Но для журналистов разных поколений, повторяю, она все же оставалась храмом.

Между тем в комплекс помещений на Пушкинской втиснули восемь ресторанов, кафе, суши-баров, на этажах обувной магазин, магазин косметики, косметический салон компании «Дешиле» и т.д. На третьем этаже, через единственный в Москве зал, где стены выложены итальянской мраморной мозаикой на сюжеты истории печати, парни в спецовках катят тележки с мешками кроссовок, с ящиками кремов и шампуней.

На все это смотрят со стены 24 портрета под стеклом, лица всех главных редакторов газеты. Их пока не успели вывезти. Бойкая торговля идет у них на глазах. Без всякого учета вывозится, растаскивается по частям библиотека «Известий», одна из лучших специализированных библиотек Москвы, то же происходит с экспонатами музея истории газеты. С разными нюансами, но похожую картину можно наблюдать и в региональных СМИ по всей России.

Торгашей не гонят из храмов, как было в библейские времена.
Сегодня торгаши эти храмы друг другу перепродают.

ДЛЯ СОБСТВЕННИКОВ ЖУРНАЛИСТИКА — ЧАСТЬ ИХ ТОРЖИЩА. И это было бы понятно, в рыночных условиях никакой газете вне рынка не продержаться. Но это одна сторона вопроса. Да ведь есть и другая — журналистика как общественный институт, культурный феномен, инструмент цивилизации. И когда в этих связках интересы бизнеса неизменно и избыточно превалируют, возникают проблемы, касающиеся людских судеб.

Пример из этой же истории: в 2012 году новые хозяева разогнали практически всю редакцию «Известий», не рассчитавшись с сотрудниками, и только скандал, поднятый ими самими в печати, только тень суда заставила собственников подчиниться трудовому законодательству.

А в 2013 году прагматичные хозяева лишили традиционной подписки на газету полсотни ветеранов. Именно тех, кто 30—40 лет своей жизни работал на создание теперь известного в мире бренда и на репутацию газеты, а сегодня не имеет для подписки достаточных средств.

Кстати, многие ветераны работают в профессии, используют свой опыт. И все же значительная их часть в столице и в регионах не востребована, в том числе люди пишущие. Причины далеко не всегда объективные.

Эти коллизии скорее этического, нежели административного характера. Все делается по законам. Но тут одна правда. А другая правда в том, что эти законы приватизаторы создавали сами для себя.

Это и одно из объяснений, почему репутация тех или иных СМИ и их собственников в массовом сознании сегодня сомнительна.

ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ: РАНО ИЛИ ПОЗДНО В РОССИИ будет хотя бы символический общественный суд, в том числе над теми, кто под видом смены поколений проводит грубую оккупацию медийного пространства.

Возвращаясь к истории «Известий», я думаю, было бы справедливым и поучительным, если бы Верховный суд России рассмотрел законность всех стадий приватизации когда-то первой газеты страны и ее здания — и не только этой газеты.

Наш съезд должен поручить правлению Союза журналистов отслеживать, как осуществляется преемственность в СМИ в центре и особенно на местах. Понимаю неконкретность, расплывчатость этих слов. Но говоря по совести, не знаю, пока не знаю, что в сложившихся обстоятельствах можно предложить. Есть просто боль, стыд, осознание, что в цивилизованном обществе, которое мы хотим построить, так быть не должно.


Леонид Шинкарев


"Журналистика и медиарынок", № 05, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.