Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Пусть будет кодекс союза

Было бы не преступлением, но той самой непростительной ошибкой, если бы вдруг появился «Заслуженный журналист России». Это не культура, это не наука, это другие взаимоотношения с властью. Журналист не может быть некритически настроен. Нельзя. Можно быть уважаемым, можно быть лауреатом премий журналистских, нельзя быть заслуженным журналистом. Это противоречит природе профессии


Я ВАС ПОПРОШУ ОГЛЯДЕТЬ СВОИ СТУЛЬЯ, попробуйте представить, где в 1937 году сидел Лион Фейхтвангер на процессе, который потом написал в книге: «Я это видел и я свидетельствую». Так вот право свидетельствовать и при этом не быть лжесвидетелем — это ваше профессиональное право, это стержень профессии не только внутренний, но профессии.

ЕСТЬ РАЗГОВОРЫ О ТОМ, ЧТО ПРОФЕССИИ ЕЩЕ НЕТ, что не было никакого профессионального документа, вот появится хартия некая и тогда все станет в профессии хорошо. Профессиональный кодекс, по которому живет Союз или предполагается, что живет Союз, прожил 18 лет, и в нем очень много здравых, хороших, хотя и не всегда точно отредактированных положений. Но этот кодекс удерживает профессию в режиме существования профессии, а не любительства. Кодекс, к сожалению, от жизни отстал, мы живем в другое время. Слова «троллить» в 1994 году не было. Интернета в 1994 году не было. Да и многое там нуждается в серьезной редактуре.

ПРИМИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИЛИ ПОСТАВЬТЕ РЕЗОЛЮЦИЕЙ — модернизировать Кодекс профессиональной этики, но, внимание, Союза журналистов России. Это была одна из больших ошибок, что документ называется Кодексом профессиональной этики российского журналиста. Это Кодекс Союза, он принимается Союзом, и придерживаться его обязаны (так устроена, к сожалению, профессиональная этика журналиста) именно и только те, кто его принял, — члены Союза.

ЖУРНАЛИСТ — ЭТО ТОЛЬКО ЖУРНАЛИСТ. Пожалуйста, не нагружайте профессиональный кодекс, когда он будет создаваться, менеджерами, в том числе телевизионными и, может быть, даже главными редакторами. Журналистика — отдельная совершенно профессия. И у журналиста есть некий комплекс обязательств, который может не всегда уметь или хотеть выполнять главный редактор.

РОССИИ НУЖНО ДВА ДОКУМЕНТА. Есть ассоциация, прекрасная ассоциация, у нее должен быть свой профессиональный кодекс, настоящий профессиональный, этический, современный. А есть еще отсутствующие у нас пока в стране медиаэтические стандарты. Именно они способны связать журналиста, редактора и собственника, именно они способны выяснить, а как же между собой должны существовать не с точки зрения права, а с точки зрения профессиональной или медиаэтической морали. Этот кодекс будет определять в значительной степени завтрашние взаимоотношения Союза журналистов России с обществом и с теми журналистами, которые находятся за пределами Союза.


Юрий Казаков


"Журналистика и медиарынок", № 05, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Полина Кузаева, газета «Оренбуржье», Оренбургская область
Люблю свое дело за непредсказуемость встреч. Никогда не знаешь, с каким человеком сведет тебя завтра судьба. Иногда при работе над материалом все начинает складываться само собой. Вдруг приезжает в город нужный человек или нелепейшим образом попадает в руки книга, в которой находится тема твоей будущей статьи. Так случайная фраза в автобусе, просьба малознакомого человека расследовать ситуацию, съездить и «защитить» меняют твои ближайшие дни, а то и недели. Журналист не должен сидеть в кабинете. Его оружие — слово, а слова рождаются на свободе и только среди людей.