Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Долой уравниловку!

АЛЬБЕРТ ПЛУТНИК, ИРИНА ПАНЧЕНКО, ПАВЕЛ ГУТИОНТОВ, ВЛАДИМИР РОДИН
Пять лет назад, накануне IX съезда Союза журналистов России, появилась моя публикация в журнале «Журналист» под названием «Зачем всех мазать одной краской?». Она носила полемический характер, и одним из оппонентов, с кем я спорил, был Владимир Касютин.
Речь шла о муниципальных газетах, их настоящем и будущем. В то время журнал проводил такую линию: муниципальные газеты сами по себе не выживут, они способны существовать только с помощью бюджетных вливаний, их ждет печальное будущее


Подход прежний
Прошло несколько лет, позади X съезд Союза журналистов России. Многое меняется в медиасообществе, но только не подход к муниципальным газетам. Подтверждение тому материал Владимира Касютина «Судьба региональной прессы» («Журналистика и медиарынок», № 4 за 2013 год). Снова читаем пессимистический вывод: «Получается, что модель серьезной местной газеты — модель дотационная».

Далее предлагаются варианты того, как будет складываться судьба региональной прессы. И ничего утешительного. Опять больше пессимизма, чем оптимизма. Думается, что те предложения по развитию региональной прессы, которые озвучены Владимиром Касютиным, мало что дадут на практике, тем более, что некоторые из них, на мой взгляд, утопичны.

Сделаю теперь небольшое отступление. У меня есть школьный друг, с которым мы часто полемизируем и спорим, в том числе о политике. Он очень ностальгирует по временам социализма. На мой вопрос, почему же рухнул столь хороший, на его взгляд, строй, говорит что угодно, кроме одного — наличия уравниловки. А по моему глубокому убеждению, похоронила социализм прежде всего уравниловка.

В связи с этим я часто вспоминаю своего отца, которого уже нет на этом свете. Он был отличный строитель — каменщик, выполнял самые трудные и ответственные задания в период строительства Горьковской ГЭС, новых микрорайонов Городца и Заволжья. Так вот он вспоминал, как при закрытии нарядов бригадир или мастер боялись дать ему дополнительно хотя бы 10—15 рублей за ответственность и сложность операций, которые он выполнял. Другие, дескать, обидятся. И в итоге, как ни работай, зарплату получишь как все. Мой отец понимал, что это и погубило веру в социализм.

Сейчас у нас рыночная экономика. Казалось бы, кто лучше работает, кто умнее, тот и должен больше получать и лучше жить. Ничего подобного, уравниловка очень сильна. Она прослеживается то тут, то там, в том числе в медийном пространстве. Это наглядно видно на примере муниципальной прессы.

Когда депутаты Госдумы принимали законы об организационно-правовых формах учреждений, сначала забыли о прессе, затем сделали поправку в закон, позволяющую реорганизоваться прессе в автономные учреждения. Сколько было восторгов по этому поводу. Но только не у меня. Когда всех без разбору пытаются загнать в одно стойло, хорошего не жди. Так и получилось. Сработал принцип уравниловки.

В МАУ переоформились и чуть не на 100% дотационные местные СМИ и те, которые способны зарабатывать деньги сами, а отсюда одинаковые спрос, отчетность и самое неприятное — одинаковые оклады сотрудников. Не буду развивать тему о МАУ дальше, это требует отдельной публикации. Скажу лишь, что нахождение в одной и той же организационно-правовой форме успешных СМИ и тех СМИ, которые не могут без подпитки из бюджета прожить и несколько месяцев, больше похоже на социализм, чем рыночную экономику. Уравниловка в подходе к местной и региональной прессе не дает развиваться ни той, ни другой.

Помните, как было одно время в сельском хозяйстве. Все хотели помочь слабым, вытащить их хотя бы до уровня средних хозяйств, а на сильные внимания не обращали, дескать, сами выживут. В итоге слабые хозяйства так и остались слабыми или развалились вообще, а сильные подкосились. Хорошо, что подход был изменен. Теперь сильные хозяйства чувствуют поддержку государства, у них есть интерес развиваться, крепнуть.

Думаю, что такой подход нужен и в отношении к прессе. Почему бы не поощрять те редакции, которые благодаря своей эффективной работе и умению зарабатывать деньги экономят бюджетные средства. Например, разрешить им, разработав некие критерии, переоформиться в АНО, стать более самостоятельными, перейти на договорные отношения с органами власти. Да много чем можно заинтересовать экономически сильные СМИ, чтобы они развивались еще успешнее. Глядя на них, начнут подтягиваться и середнячки, а там, глядишь, и все другие раскачаются.

Основные секреты
Хотя, конечно, раскачиваться надо было начинать лет 15 назад, а то и раньше. В этом и есть основной секрет финансового благополучия нашей редакции. Меня, кстати, часто спрашивают, почему «Городецкий вестник» в финансовом отношении опередил многие другие издания. Ответ прост. В 90?е годы в Нижегородской области газеты были предоставлены сами себе. В каких-то районах их опекала местная власть, а в некоторых, в том числе в нашем районе, местную газету деньгами не баловали.

Помню, в середине 90-х годов, когда я однажды пожаловался главе администрации на нехватку средств на выпуск газеты, он сказал: «Учись зарабатывать деньги сам, не надейся на бюджет, которого на всех не хватит». И мы стали этому учиться. С уверенностью могу сказать, что в нашей редакции у первой среди всех муниципальных газет области появилась должность заведующего (позднее — редактора) отдела рекламы. Нам повезло: за 15 лет у нас редактор отдела рекламы сменился один раз. Обе — до 2007 года Наталья Васильевна Жук, последние шесть лет Елена Валентиновна Ленина — оказались как будто прирожденными рекламщиками, наработали огромную клиентскую базу.

Лет 10 назад в районе одна за другой стали появляться частные рекламные газеты, и сейчас их несколько. Мы вначале нервничали — все-таки серьезные конкуренты. Но потом убедились, что при правильной работе с рекламодателями конкуренты для районной газеты не так уж и страшны. Многих предпринимателей пришлось убеждать отслеживать действенность рекламы в нашей газете и в частных рекламных изданиях. Оказалось, что при огромных тиражах последних (явно завышенных) эффективность рекламы намного ниже, чем размещенная в районной газете. Поняв это, основная часть рекламодателей от нас не ушла.

В последние годы «Городецкий вестник» активно сотрудничает со многими нижегородскими рекламными агентствами, расширяет диапазон рекламной деятельности далеко за пределы своего района.

Не менее важный принцип нашей работы заключается в пословице: «Скупой платит дважды». Меня удивляет, что до сих пор есть редакции муниципальных газет, в которых финансами занимаются главный бухгалтер и менеджер по рекламе. Встречаю на практике и такие примеры, когда главный бухгалтер сам принимает частные объявления. Обычно главные редакторы объясняют это тем, что не хватает денег на зарплату и «лишних» людей держать нет возможности. Скажу своим коллегам одно: при таком подходе денег никогда не будет.

В «Городецком вестнике» в финансовом блоке работают четыре человека: главный бухгалтер, бухгалтер-кассир (прием объявлений), редактор отдела рекламы и менеджер по рекламе. И всем находится дело, все крутятся каждый рабочий день без передыху.

Они не ждут, когда кто-то что-то принесет «в клюве». Сами знакомятся с новыми предприятиями, предпринимателями, оказывают им помощь в разработке модулей, рекламных текстов (кстати, в этом участвуют и дизайнеры, и журналисты), предлагают участие в тех или иных рекламных акциях, работают в интересах клиентов с ориентиром, чтобы они снова обращались в редакцию.

Редактора отдела рекламы «Городецкого вестника» считают своим человеком в банках, на различных предприятиях, у нее масса ньюсмейкеров. Нельзя забывать, что много времени уходит на оформление договоров, счетов, актов выполненных работ, иной документации, так что, повторюсь, работы у нашего финансового квартета через край.

Главное — экономика
Недавно мы узнали, что существует национальный бизнес-рейтинг на основе официальных данных государственных органов статистики. К нам, в редакцию, пришло уведомление, что «Городецкий вестник» по итогам 2011—2012 годов попал в ТОП-20 предприятий — лидеров Нижегородской области по совокупности показателей их финансово-хозяйственной деятельности. В разделе «Издательская деятельность» мы оказались в золотой части рейтинга на втором месте после такой уважаемой газеты, как «Коммерсантъ» в Нижнем Новгороде.

Теперь придется привести некоторые цифры. В 2012 году собственные доходы нашей редакции составили 10,7 млн рублей, а полученная субсидия 903 тыс. рублей (361 тыс. из областного бюджета и 542 тыс. рублей из районного бюджета). Данная субсидия покрывает лишь часть затрат редакции по статье «Типографские расходы». За пять месяцев 2013 года собственные доходы редакции — 4,7 млн рублей при субсидии — 338 тыс. рублей.

Сразу же отметаю домыслы, что, может быть, наша редакция получает отдельные суммы за публикацию официальных материалов (это принято у многих). Нет, ничего больше мы не получаем и не получали никогда. Скажу больше, вся техника (а оснащены мы очень хорошо) куплена и не раз уже обновлялась только лишь за счет собственно заработанных средств, впрочем, как и редакционный автомобиль УАЗ «Патриот», и ремонт и содержание здания, и все остальное.

Скажу и еще об одном достижении. Начиная с 1994 года и по сей день сотрудникам редакции ни на день, ни на час ни разу не была задержана зарплата и всегда были неплохие ежемесячные, квартальные и годовые премии. Даже в годы кризиса. И зарплата в редакции достойная: по итогам 2012 года средняя по редакции — около 23 тыс. рублей при среднерайонной — 17,5 тыс. рублей. Отсюда низкий уровень текучести кадров, стабильный журналистский коллектив.

Но денег, как известно, много не бывает. Можно прилично зарабатывать, а жить с протянутой рукой, если тратить деньги неразумно. Затрону, возможно, спорный вопрос — о полосности газет. Знаю коллег, которые выпускают более толстые, чем «Городецкий вестник», газеты (у нас выходит 26—28 полос в неделю). Этим гордятся. А начинаешь вникать в экономическое положение таких редакций, выясняется, что зачастую у них субсидирование из бюджета больше, чем у нас, зарплату они получают меньше, не имея средств на достойные премии и надбавки. Мы во главу угла поставили экономику и всю редакционную деятельность ведем на ее основе.

Темой моих заметок не является творчество журналистов и контент издания, хотя, поверьте на слово, с этим у нас дело обстоит неплохо. Поэтому пример приведу, касающийся только экономики.

В свое время мы поняли, что Городецкая типография, где газета печаталась и частично печатается 92?й год, нас может разорить — таковы были и есть расценки на печать газеты, причем в черно-белом варианте. С 2008 года мы начали печататься в Дзержинской типографии по схеме 4+1. Поначалу перевели в Дзержинск субботние номера, а с 2012 года и газету, выходящую по четвергам.

В Городце остались печататься вторничные номера и приложение «Деловой вестник», в котором печатаются официальные документы. Мне пришлось объясняться по поводу «самоуправства» и в КУМИ, и с главой администрации. Наш довод был один — экономика. Мы делаем то, что экономичнее и эффективнее. В частности, цветные рекламные полосы позволили привлечь новых рекламодателей и на этом заработать дополнительные деньги.

Жизнь не стоит на месте. И нам приходится ломать голову, как сохранить и преумножить достигнутое. Один из вариантов — раскручивание своего сайта и размещение рекламы в электронном виде.

В нашей редакции нет иждивенческих настроений. Все знают, что материальное благополучие и зарплата зависят от того, как мы сами сработаем. Для этого нам нужны доверие, самостоятельность и, в идеале, независимость. Именно в независимости издания мы видим гарантию дальнейшего развития. Возможно, последнее лишь мечта, а пока нам хочется, чтобы нас не ставили в один ряд с теми, кто не научился самостоятельно вершить свою судьбу. Поэтому мы говорим: долой уравниловку!


Владимир Родин


"Журналистика и медиарынок", № 06, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Леонид Сомов, заместитель редактора газеты «Слава Севастополя», город Севастополь
Мой совет партнерам по журналистскому цеху: всегда ищите в любом объекте вашего внимания второе дно. Нет однозначности в природе, кроме факта непреложности жизни и смерти. И чисто профессиональное наблюдение: интересные мысли рождаются, как правило, в итоге сомнений на базе того или иного явления, признанного как «медицинский факт».