Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Чем больше Google знает о вас,
тем больше вы хотите знать о Google




Интерес широкой публики к технологиям растет, и неудивительно — чем больше Google знает о вас, тем больше вы хотите знать о Google. Некоторые, впрочем, новостями корпораций не ограничиваются и хотят знать больше о том, как все устроено, начинают учить код, покупают учебники по Objective C (что всячески поддерживают люди уровня Цукерберга и Джека Дорси, участвуя в кампаниях с сообщением «если ваши школьные учителя не учат вас коду, они не учат вас ничему»). Соответственно, успех медиа о технологиях, науке и медиа (нам придется пользоваться этой неловкой тавтологией) вовсе не удивителен
Так как за рубежом (в частности, в США) индустрия более развита и дольше существует, этот сегмент медиа отличается большим разнообразием. Впрочем, и в России доля подобных медиа не так уж и мала и точно представляет интерес как для читателя, так и для исследователя. Не все издания могут похвастаться настолько же богатой историей, как, скажем, Wired (отмечающий в этом году двадцатилетие), но они образуют несколько важных и структурно интересных категорий, которым мы попытаемся дать краткую характеристику.

1 Отделы в больших лайфстайловых изданиях. Зарубежные примеры: The Guardian, The New York Times, The Atlantic

Предчувствуя интерес публики к технологиям, крупные СМИ, ранее занимавшиеся другими темами, обратили свой интерес и к технологиям. Здесь также можно выделить несколько категорий: это отделы в информационных агентствах и агрегаторах новостей (как, например, в «Lenta.ru»); это отделы в крупных газетах («Коммерсантъ», «Ведомости») и отделы в лайфстайловых СМИ, специализирующиеся на поп-культуре и городских событиях («Афиша», Look At Me, «Большой город», W-O-S и т.д.).

Материалы в этих изданиях отличаются по способу подачи, что зависит от формата СМИ — в информационных агентствах о технологиях преобладают новости, в лайфстайловых изданиях — аналитические и повествовательные фичеры, особенно касающиеся расследований в российских СМИ, в крупных газетах — по большей части статистика, аналитика и расследование финансового состояния.

2 Специализированные сайты и блоги. Зарубежные примеры: Gizmodo, The Verge, Fast Company

Самый интересный пример, когда медиа уже удалось достичь некоторого успеха, признания и начать зарабатывать, при этом не потеряв в идентичности и не расширяя поле исследования. Таких примеров в России не очень много, но все они самобытные. Сайты «Цукерберг позвонит» (выросший из личного блога Андрея Загоруйко, известного как Саша Пеганов) и «Роем.ру» (один из учредителей — Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры») специализируются на внутрииндустриальных новостях (в случае «Цукерберг позвонит» — на новостях стартапов).

Сайт Хабрахабр — сообщество людей, занятых в сфере высоких технологий — в отличие от первых двух ориентировано более технически и скорее акцентирует свое внимание на новостях, связанных с непосредственным развитием технологий и их использованием.

Недавно открытый сайт ПостНаука, как следует из названия, популярно рассказывает о современной науке (и конкурируют с ним, соответственно, скорее журналы типа «Наука и жизнь» — однако ПостНаука не в пример мультимедийнее и значительно сильнее в Интернете). Ту же тему, но под другим углом и со своей интонацией, разрабатывает журнал The Prime Russian Magazine.

Несколько в стороне находится сайт «Теории и практики», так как основная тема их контентной части посвящена образованию (что хоть и близко аудитории сайтов о технологии, все же не совсем идентичная тема). Кроме того, в отличие от всех вышеназванных сайтов у «Теорий и практик» очень важна неконтентная составляющая.

Отдельный корпус сайтов — это медиа о рекламе, самым показательным из которых можно назвать сайт AdMe.ru с новинками в области рекламы и креативного мышления (начиная от последних кейсов и заканчивая подборками на интересную тему). Наконец, отдельную нишу закрывает сайт Cossa.ru, который занимается исследованием маркетинга и коммуникаций в цифровой среде. Сфера интересов этого сайта во многом пересекается и с «Теориями и практиками», и с «Цукерберг позвонит», и с другими похожими площадками.

3 Facebook-блоги. Зарубежный аналог — не определен

Наконец, отдельная и определенно заслуживающая внимания категория — это Facebook?блоги. Число их читателей крайне незначительно, как и само количество блогов (а именно три), однако использование социальных медиа в качестве своей единственной площадки, крайняя оригинальность в выборе тематики и зависимость от автора (в такой степени, что пока у автора есть желание вести блог, этот блог существует). Наиболее интересный блог, на наш взгляд, — Kopektop, чей селект самых интересных новостей и явлений в зарубежных медиа часто бывает спорным, но не перестает быть занимательным.

Другая страница, «Медиасрачи», посвящена, как следует из названия, скандалам в сфере СМИ. Наконец, третья страница, Goofi, существует на стыке лайфстайла и медиа — в частности, потому, что автор Goofi сам относится к медиасреде и потому для него эти понятия почти равнозначные.


Мария Иванова,
студентка 4-го курса факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова,
Москва


"Журналистика и медиарынок", № 07-08, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».