Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Подводная лодка
в автономном плавании


У меня газета «Время» частная. Издание с историей. Ему уже за 60 лет.
Принято считать, Что со сменой названия заканчиваетсЯ одно издание и начинается история другого. Однако многие читатели нашей газеты так не считали. История газеты продолжилась.


«ВРЕМЯ» — КАК ПОДВОДНАЯ ЛОДКА в автономном плавании. Мы ни от кого, кроме как от ангарских подписчиков и рекламодателей, не зависим.
У нас свой отдел подписки, отдел доставки, реализации, творческий коллектив, собственное помещение. Газету готовят к выпуску три раза в неделю почти 40 человек и еще более 50 доставляют к подписчикам и в розничную продажу. Нас невозможно закрыть крепко обиженным на издание чиновникам.

Нас даже взрывали, половина здания редакции была разрушена. Даже тогда мы вышли с очередным номером и в срок доставили газету подписчикам.

А когда схватились в судебном процессе с руководителем градообразующего предприятия и он захотел разорить нас высоким штрафом, то ничего у него не вышло. Затем он дал деньги иногородним предпринимателям на издание конкурирующей газеты. Сам пошел на губернаторские выборы и… проиграл с позорными двумя процентами.

Газета постаралась рассказать об этом кандидате правду. Люди поверили нам, а не владельцу градообразующего комбината, мощного, с несколькими десятками тысяч работающих. И все потому, что газета пыталась спасти от увольнений сотни специалистов этого предприятия, беда которых заключалась лишь в том, что они оказались лишними. Мы приняли сторону простых людей, и эти люди становились впоследствии нашими подписчиками или покупали наши выпуски в киосках, как горячие пирожки.

ИЗНАЧАЛЬНО МЫ БЫЛИ ГАЗЕТОЙ АДМИНИСТРАЦИИ города. Когда я пришел в 1994 году к председателю исполкома после очередного периода безденежья и сказал: «Вы будете давать деньги на издание газеты или не будете?» — он сказал: «Зачем вы нам нужны? Без вас проблем хватает».
И все, нам ничего не оставалось, как уйти в свободное плавание.

Прежний учредитель нашему походу в самостоятельность не препятствовал. Коллектив из девяти человек стал учредителем нового юридического лица. Потом удалось выкупить и помещение. По истечении, наверное, лет десяти я встретил бывшего председателя исполкома Владимира Александровича Непомнящего, и он, пожимая мне руку, сказал: «Ну, ты молодец!» В чем молодец, не сказал.

Наверное, в том, что газета, которая ушла от властного учредителя и ей все предрекали гибель, осталась жива, до сих пор живет и процветает. Тираж у газеты подписной, более 21 тысячи экземпляров. Он зарегистрирован в Национальной тиражной службе. Кроме этого, мы выпускаем дополнительный тираж для розничной продажи. За счет того, что имеем сеть реализации газет и журналов, книг, сегодня, несмотря на кризис, мы существуем, выживаем и даже немножко обустраиваемся.

Недавно сделали хороший ремонт в редакции только за счет денег, которые получаем от розничной сети. Сам я стал редактором газеты в результате альтернативных выборов.

НОВАЯ ИСТОРИЯ ГАЗЕТЫ вовсе не безоблачна. Короткий период сравнительно безмятежного существования с 2004 по 2008 год закончился кризисом. 2009-й и следующий за ним год были убийственными для рекламы в газете. Мы потеряли до 35 процентов рекламы. В 2010 году не вылезали из судов. Новым местным руководителям районной и городской администрации, мэру района, главе городской администрации и их окружению не нравилось, что и как о них пишут.

По любому поводу, по любому газетному чиху на нас подавали в суд.
И к чести редакции, мы ни одного суда практически не проиграли. В течение года пришлось держать удар по десяти искам. Нас профессиональные адвокаты не защищают — их, адвокатов, специализирующихся по теме защиты в судах СМИ, практически нет.

Мы научились сами себя защищать. Мой заместитель Галина Амяга, журналист по образованию, освоила работу адвоката на практических занятиях, то есть в судах и книжках, привезенных с семинаров. С выстроенной ею линией защиты не могут справиться профи от противоположной стороны.

СЕГОДНЯ Я ДЕПУТАТ районной Думы. Пошел туда не потому, что мне очень хочется как-то влиять на кого-то. Пошел в депутаты скорее в надежде защититься от действий разнузданных чиновников. Решение пришло в 2009—2010 годах, когда с районной и городской администрацией нельзя было выстроить никаких рабочих отношений.

Поводом для крупной ссоры с властью стало решение застроить коттеджами городской парк. Это практически 5 гектаров леса, великолепные сосны. Газета выступила инициатором защиты парка.

И в этой борьбе — мы никогда так серьезно не зарубались с властью — мне четко стало понятно, что люди, которые нас читают и у которых мы формируем определенное мнение и отношение к власти, люди верят нашему слову. Газета обладает большим авторитетом у горожан. К нам приходили с предложением содействия в защите парка десятки людей. Предлагали участвовать в каких-то акциях неповиновения, предлагали любую помощь, в том числе и юридическую.

Нам приходилось, как я уже говорил, часто защищаться в судах. Доходило до того, что жалобщики писали письма в Союз журналистов, в ФСБ, в прокуратуру, в федеральные органы власти и управления с жалобами, в которых правды было чуть. Расчет был на административный ресурс. Например, директор муниципального предприятия «Ангарский водоканал» на полном серьезе написала в ФСБ: «Вы представляете, труженик водоканала, который работает на таком важном режимном предприятии, прочитав отрицательный материал о своем учреждении, как сможет подавать воду гражданам города? Он же может что-нибудь там напутать...»

ГАЗЕТУ С ПОМОЩЬЮ НАШИХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ — читателей — нам действительно удалось спасти от необоснованных нападок. Но пребывание на депутатстве помогло мне увидеть нашу жизнь и с другой стороны окопа. Несколько по-иному видятся решения многих проблем, которые возникают перед городом, районом, жителями — нашими читателями. Вы же сами понимаете: как простой гражданин, я могу возмущаться всем буквально, не зная и не понимая многих вещей.

Наш город не дотационный, он донор — платит во все бюджеты. Поскольку еще работают два огромных, мощных предприятия — одно принадлежит госкорпорации «Роснефть», а другое Росатому. В 2011 году из города ушли в бюджеты всех уровней и в бюджеты корпораций 39 миллиардов рублей, а в 2012 году — 43 миллиарда рублей. Оставили городу и району одинаковую сумму, что тогда, в 2011?м, что сейчас — 2,9 миллиарда району, 1 миллиард городу с населением в 230 тысяч. Это же самая натуральная обдираловка. Город, где проживает подавляющее количество жителей района, не может ничего себе позволить.

Мы видим, в каком незавидном состоянии находятся многие города и поселения России. Смотришь на эти застывшие в далеком прошлом провинциальные городки, видишь необустроенность жизни, отсутствие работы для граждан — и понимаешь, что ты, как журналист, здесь ничего сделать не можешь. Ты можешь ругать эту власть сколько угодно, топтаться на ней, прыгать, но ничего журналисту изменить нельзя. Кроме, и это очень важно, общественного мнения.

Пока в Москве не понимают, что надо считаться с регионами, надо развивать регионы и оставлять там денег столько, сколько необходимо для действительного экономического роста. Об этом идет откровенный разговор в средствах массовой информации Иркутской области. Коллеги пишут даже и об отделении от России. Сибирь проживет за счет своих богатых природных ресурсов. Но это теоретически, на деле надо нам быть вместе, но при этом делиться доходами, даже в татаро-монгольские времена делились десятиной.

МЫ, КОЛЛЕГИ, КОГДА ВСТРЕЧАЕМСЯ, говорим о том, чем мы заняты, и я зачастую ловлю себя на том, что мы это уже проходили или этим уже занимались. Если недавно на семинаре говорили, как выживают газетчики, и рассказывали, что увеличивать подписку можно тем, что награждать почтальонов, — у нас это уже было. Но теперь мы не чужих почтальонов награждаем, а своих.

Организовать свою доставку — это просто. Так же просто, как начать свой бизнес. Если хочешь, чтобы бизнес не прогорел, надо всего-то ничего, а именно жить на работе, пока этот бизнес не встанет крепко на ноги.

И обязательно организуйте различные акции. Это прекрасная возможность позиционировать газету на территории ее распространения, сверить свои позиции с позицией горожан.

Сегодня мы проводим акции, связанные с предприятием, которое работает на госкорпорацию «Росатом». У нас недалеко от города огромное открытое хранилище гексофторида урана. Проводим митинги. Связались с «зелеными» в Германии, поскольку оттуда к нам пришли эти урановые отходы. Мы обмениваемся поездками корреспондентов. Наши собкоры встречались с депутатами Бундестага. Те приезжали к нам в Ангарск. Эта акция помогла горожанам понять, что под боком у нас лежит не золотой запас страны, а скорее бомба замедленного действия.

Мы прекрасно понимаем кто бы что ни вещал о надежности — это всего лишь слова. Мы видели на экранах телевизоров катастрофу, случившуюся с населением, проживающим возле атомных станций в Японии, при землетрясении в океане, знаем, к чему эта трагедия привела. Мы об этом пишем, нам затыкают рот, но об этом мы все равно говорим, потому что люди должны знать. В пику нам госпредприятие открыло в нескольких городских школах «классы Росатома», где рассказывают в основном школьникам о том, какое благо несет атом.

Да, пожалуйста, рассказывайте. Но как у медали есть две стороны, так и у каждой проблемы тоже есть противоположные стороны. И об этом должен знать каждый.


Олег ТЮМЕНЕВ,
главный редактор газеты «Время»,
город Ангарск, Иркутская область


"Журналистика и медиарынок", № 10, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.