Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Мы продаем прекрасное далеко

Наш гость — Владимир Есипов, главный редактор GEO


1. КАК ПОПАСТЬ В GEO

КАСЮТИН: Молодые журналисты, приезжающие в Москву из регионов,
Часто спрашивают как попасть
в журнал GEO?
Это так классно — быть свободным, путешествовать, писать и еще получать за это деньги. Совсем не то, что у себя дома — за гроши кланяться местным царькам.

ЕСИПОВ: Все относительно просто — надо написать письмо в редакцию, форма для отправки есть на www.geo.ru. Но письмо должно быть таким, чтобы я обратил на него внимание. И в идеале захотел познакомиться с его автором. Звучит легко, а на деле это своего рода «вступительный экзамен». Потому что умение излагать мысли ясно и привлекательно — базовый навык журналиста, который и проверяется этим первым письмом.

Летом я был на школе «Русского репортера». И рассказал там про эту систему. Ребята сделали квадратные глаза и спросили: «Как?! Вы читаете письма, которые приходят в редакцию?» Отвечаю: «А как же? Читаем все, что приходит. Больше того — отвечаем на каждое письмо». Удивительно, что люди от этого отвыкли.

Кроме этого, все письма читателей, публикуемые в журнале GEO, настоящие. Это принципиально. У нас нет и не может быть практикантов, которые выдумывают эти письма. Для меня важно, чтобы люди знали: их слушают и их слышат.

Так что если вы молодой журналист, то самый простой способ попасть в редакцию — написать самое простое письмо: «Дорогая редакция, меня зовут так-то и так-то». А дальше вкратце, в трех абзацах сформулировать свои мысли так, чтобы они привлекли внимание. И не надо слать в редакцию длиннющие тексты — никто их читать не будет!

Все последние кадровые пополнения внештатных писателей и журналистов начинались именно с этого: «Здравствуйте, дорогая редакция», а еще лучше — «Здравствуйте, Владимир», ведь редакция состоит из конкретных людей.

Сначала мы просим прислать уже опубликованные тексты (GEO не может быть вашим первым местом работы, нужен опыт). Если они хороши, а сами вы производите впечатление креативной личности со своими идеями в голове и умением работать в коллективе, получаете первое задание, потом второе. Потом практика в редакции… А дальше — кто знает? Мы ведь не закрытый клуб и не секта. Да, в Москве действительно есть редакции, в которых говорят: «Не пишите нам. Если мы захотим, найдем вас сами».

Мне кажется, это очень близорукий подход. Потому что нельзя быть журналистом и быть снобом. Любой снобизм — это профессиональное самоубийство. Если вы журналист, то должны быть открыты людям, открыты всему новому. Нельзя закрываться и самоизолироваться. Нельзя быть журналистом и при этом быть снобом.

КАСЮТИН: Как же название журнала — «Сноб»?

ЕСИПОВ: Как бы вам сказать… Это не наше. Наоборот, наш девиз: «Мы — не снобы, снобы — не мы». GEO открыт всем, кем бы вы ни были, где бы вы ни жили. Если вам есть что рассказать так, чтобы захотелось слушать — вам открыта дорога. Журналисты чаще терпят неудачи не на этапе попадания в редакцию (емайл-то работает), а на этапе интересного изложения мыслей — составления так называемого «синопсиса».

КАСЮТИН: Ваш журнал не испытывает потребности в штатных авторах? Ведь внештатные — это Чаще всего одна история, один текст. И все, выдохся.

ЕСИПОВ: Это тоже многих удивляет, но у нас нет ни штатных авторов, ни штатных фотографов. Мы работаем с фотографами-фрилансерами и авторами-фрилансерами. У нас просто нет такого объема материалов, которые оправдывали бы содержание штатных писателей и штатных фотографов. Мы не ежедневная газета на 16 полосах, для которой нужно писать, писать и писать. Один текст в GEO в год для автора — это круто. Два текста в год — это уже очень круто.

КАСЮТИН: Это интересная схема!

ЕСИПОВ: У нас, конечно, есть постоянные авторы, есть колумнисты, есть научный журналист, который у нас ведет ежемесячную рубрику, есть ведущий рубрики «Книжные рецензии», который работает на постоянной основе. Во всех остальных рубриках все постоянно меняется, потому что читателям нужно все время что-то новое.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ДЕНЬГИ

КАСЮТИН: Кто разрабатывает модель журнала?

ЕСИПОВ: Редакция.

КАСЮТИН: А как же издатели?

ЕСИПОВ: Издатели владеют лицензией на выпуск журнала под этим брендом. Но, к счастью, полностью доверяют редакции. Поэтому редакция решает, каким будет журнал. Придумываем новые рубрики, новые форматы. Разумеется, согласовываем с издателем фундаментальные вещи, маркетинговую политику. Естественно, если решаем поменять макет обложки, обсуждаем это и с издателем, ведь это скажется на продажах.

КАСЮТИН: Как рождаются большие проекты журнала?

ЕСИПОВ: Опять же, к счастью, наш немецкий издатель финансирует нас в таком объеме, что мы можем иногда себе позволить трехнедельную экспедицию на Амур или поездку в Дагестан на две недели. Или организовать проект исторической реконструкции блокады Ленинграда с очевидцами и архивными материалами — что тоже стоит приличных денег.

Проекты планируем заранее, на год вперед. Прикидываем темы. Есть у нас, например, сотрудник, который занимается разработкой экспедиций. Прорабатывает маршруты, договаривается с госструктурами, оговаривает сроки, получает разрешения на съемку. Тем более не везде можно долететь на самолете. Есть региональные аэропорты, из которых очень трудно вылететь обратно. Есть рейсы, на которые билеты продаются всего один час.

КАСЮТИН: Те, кто работает с политической или с бизнес-тематикой, постоянно сталкиваются с давлением на содержание. У вас возникают подобные проблемы?

ЕСИПОВ: Бывает, что читатели возмущаются нашими статьями. И пишут письма. Последний пример — опубликовали статью в рубрике «История» про массовое самоубийство одной американской секты в 1970-е годы, и там был текст с перечислением современных сект.

И вот отдельные товарищи, которые являются последователями некоторых сект в России, возмутились, что их назвали сектой. Прислали возмущенные письма. Все эти письма были опубликованы. И это опять же выражение принципиальной редакционной позиции — любое выражение недовольства содержанием обязательно публикуется. Чем больше критики, тем лучше.

КАСЮТИН: Пытаются ли ваши авторы протащить в журнал коммерциализированное содержание? Примерно то, Что делают в бортовых журналах: реклама маршрутов, городов, отелей...

ЕСИПОВ: Когда ты занимаешься журналистикой о путешествиях, эта грань иногда размыта. Вот, например, Барселона в августовском номере. Читательский интерес к городу огромен. Журнал со словом «Барселона» на обложке и с парком Гуэля поставил рекорд продаж GEO 2013 года.

И в то же время у Барселоны есть свое агентство по продвижению туризма. И Барселона — это, конечно, коммерческое направление. Это своего рода «продукт», который конкурирует, скажем, с Римом и Афинами. И Управление по туризму Каталонии счастливо видеть русских туристов в Испании, поскольку среднестатистический русский турист тратит вдвое больше, чем средний европеец.

И тут все наши интересы совпадают: нам интересно рассказать людям о Барселоне, городу интересно нас принять, читателям интересно прочитать. Эта публикация была абсолютно некоммерческая, никаких денег мы, естественно, за нее не получали и получить не могли.

КАСЮТИН: Издатели давят, чтобы редакция выбирала темы, которые будут продаваться лучше?

ЕСИПОВ: Любой издатель хочет, чтобы журнал хорошо продавался. В этом отношении интересы редакции и издательства совпадают. Но в конечном итоге решает редакция. В прошлом году к Олимпиаде в Лондоне мы сделали номер про Лондон — тоже в интересах читателей. И журнал также прекрасно разошелся.

Вообще, конечно, это очень большая проблема у нас в стране. Поскольку основные доходы газет и журналов идут от рекламы, и издатели начинают действовать в интересах рекламодателей. Читатели при этом не догадываются, что именно они в конечном итоге сами финансируют журнал на все 100% — ведь читатели покупают не только сам журнал, но и товары, которые в нем рекламируются. Поскольку расходы на рекламу закладываются в стоимость продукта, покупая автомобиль или компьютер, вы все равно частично, не напрямую оплачиваете журнал.

Но поскольку читатели не готовы платить по 200—300 руб. за журнал, то есть не готовы осознавать ответственность за покупку, а подписная система не работает, читатели финансируют выпуск печатных СМИ опосредованно, через рекламу — покупая рекламируемые продукты.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Владимир КАСЮТИН


"Журналистика и медиарынок", № 11, 2013


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».