Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Глаз-инструмент Петра Банкова


Наш гость — соучредитель и главный редактор журнала
о дизайне «Как», соорганизатор и креативный директор студии «ДизайнДепо» Петр БАНКОВ 


Чем фьюжн-кухня похожа на современный дизайн? …Раствор, который соединяет кирпичики отдельных видов творчества в гармоничную постройку под названием Всемирный дизайн... Мы дизайнерские космополиты!... наша задача — поиск стилистических, вербальных трещин, в которых образуется все самое интересное… единственное реальное конкурентное преимущество для производителей информации — грамотно оформленная оболочка продукта...
Ценность информации не в ней самой, а в моменте контакта

— Петр, расскажите, пожалуйста, о себе, журнале, вашей студии…

— Я живу в Праге и в Москве. У меня там и тут бизнес. По первому образованию я скульптор, по второму — книжный график-дизайнер.
Проектам «Как» и «ДизайнДепо» — это журнал и агентство — порядка двадцати лет. Мы стартанули в 1996-м. Журнал «Как» — удивительное явление на небосклоне современной русской графической культуры. Журнал жил и живет все эти годы по-разному — чуть лучше, чуть хуже — но живет, служа главной цели сделать графический дизайн популярнее, важнее, ценнее в российской бытности.
Служит тому, чтобы люди, которые им занимаются, то есть графические дизайнеры, увидели, что это просто удивительная зона действия. Даже при том, что она, эта зона, локальная, маленькая, и при том, что Россия — страна не дизайнерская, а скорее антидизайнерская в своей основе. Все предыдущие 100 лет у машин, механизмов, предметов здесь была главной функция, а не эстетическое качество. Автомобили, например, у нас хорошо ездили, а грузовые или военные автомобили — кроме того, что они хорошо ездили — еще и защищали тех, кто едет в салоне автомобиля. Их конструкции были утилитарные, простые, дуракоустойчивые… Слово «дизайн» не присутствовало в прежней терминологии.
Однако в последние годы происходит существенное изменение визуальной культуры. В какой-то мере в силу общемировых трендов. В первую очередь оттого, что графический дизайн связан с массовыми коммуникациями, господствующими в нашей жизни. Но в значительной степени и потому, что дизайн стал эффективным средством продаж, средством лояльности и вообще — таким важным способом мышления в нынешнем мире. Если у людей, компаний, брендов работает дизайнерское мышление — это качество дает этим людям, фирмам большие преимущества.
Журнал «Как» несет в себе все эти годы миссию пропаганды этого качества, делает его понятным, доступным.

— Петр, ваш журнал имеет подзаголовок «…О мировом дизайне». Мы же пока говорим о графическом дизайне. А он больше связан с организацией пространства, а не с образами каких-то изделий… Так вы в конечном счете выбираете графический дизайн? Сужаете поле своего интереса?

— Конечно, дизайн автомобилей — это не графический дизайн, это промышленный дизайн. Я считаю графический дизайн главенствующим в силу его вездесущности, проникновенности во все сферы жизни… Если представить себе картину мирового дизайна — что он собой представляет? Вот кирпичик промышленного дизайна. Вот кирпичик фэшен-дизайна... Есть кирпичик интерактивного дизайна…
А графический дизайн таким странным образом при-сутствует абсолютно во всем! Он как раствор, который соединяет все эти кирпичи в гармоничную постройку под названием Всемирный дизайн.

— Петр, не могли бы вы сформулировать, с учетом нашей аудитории, какие-то требования к элементам типографского дизайна… Скажем, какие шрифты лучше всего для газеты, для журнала? Что важно в логотипе, в других фирменных элементах…

— Эта тема — про шрифты, логотипы и прочие элементы типографики — тема большого отдельного разговора. Но коротко могу сказать, что с точки зрения шрифтов, если есть потребность, то надо брать в работу две гарнитуры — прагматику и футурис, и их хватает выше крыши, чтобы сделать любое современное издание. Если вести речь о поиске нового способа отражения содержания, уровня комфорта, то тут ситуация сложнее и требуются другие решения… А так: берешь прагматику, и выходит все чистенько, аккуратненько и… по-немецки…

— …И по-немецки… вот вы перешли на другой формат (журнал «Как» выходит форматом А5)… Насколько это глобальная тенденция? Мне вот кажется, например, Что журнал по дизайну должен быть большим, с широкими полями, ярким…

— Вы сказали все правильно. И представьте себе того дизайнера, который смотрит и читает такой журнал. Это человек достойный, спокойный, с размеренным ритмом жизни, у него все сложилось…
А этот человек (Петр хлопает ладонью по книжке журнала) ему двадцать пять — тридцать лет, его жизнь — сплошная суета, и для него важно запаковать много маленьких картиночек на одной странице… Это история о том, что информация становится короче по тексту и компактнее по форме. Это способ сжатия. Информацию нужно максимально сжать! Это такой джипег журнала по дизайну. Чтобы его было можно положить в сумку, поставить на полку, чтобы он для рук был удобнее…
А к большеформатным журналам, знаете, нужна специальная подставка, их нужно смотреть под углом типа 15 градусов...
У меня есть такая специальная подставка — под большие тяжелые книги… Я сажусь за стол, кладу на нее книгу, а сам пишу, рисую, думаю… Это совсем другой темп жизни и общения с миром. А этот человек (Петр вновь стучит по обложке журнала), он другой. Он суетный, он дискретный…

— В Фейсбуке вы регулярно выставляете собственные плакаты. люди обсуждают ваши работы. вы прочли большую лекцию об искусстве плаката, основываясь на этих своих публикациях… Вы так выражаете свое отношение к миру? И это дизайн или прикладная вещь?

— Это плакаты в жанре постера. Сейчас есть такой термин — «постер-арт». Темы рисунков самые разные — веселые, грустные, грубые… Такая своего рода творческая мастерская, ежедневный тренинг — руки, ума, глаза… Как у писателя — ни дня без строчки, так и тут — ни дня без штриха! Почему Фейсбук? Это форма общения. Ведь чем прекрасен Интернет? В нем не нужно ставить задачу кого-либо образовывать, воспитывать, чем-то встречать…

— Вы участвуете во многих образовательных проектах, в частности, вы среди преподавателей упомянутой Высшей школы графического дизайна… Что бы вы пожелали ребятам, из провинции особенно, которые мечтают о карьере дизайнера?

— Много работать! Главная проблема людей, которые приходят в профессию, в заблуждении, что это легкая профессия — полная удивительных встреч и необязательных обещаний. А оказывается, что эта профессия полна обязательных обещаний — хотя не исключает и удивительных встреч! Нужно выполнять обещания — и самому себе и окружающим, и очень много работать. Это значит, что жизнь должна быть целиком подчинена цели сделать этот мир с помощью дизайна логичнее, стильнее, красивее и умнее.

— А где нужно учиться?

— Совсем не важно, я считаю, где учиться. Сейчас время, когда очень повезет, если будет хороший учитель. Но, как правило, с учителями напряг. Сейчас время, когда важно, насколько хорош ученик, потому что хороший ученик вытащит из любого учителя столько, сколько по своей воле даже очень хороший учитель не сможет вложить в головы слушателей.

— …И все-таки?

— Из московских школ, я считаю, очень хорошей школой ВАШГД, которую сделал Сергей Иванович Серов, он построил ее по принципу «Профессию нужно знать, но профессию важно любить».

— А в регионах ?

— Я, к сожалению, мало знаю регионы. Знаю, например, что есть в Екатеринбурге в Архитектурно-художественной академии очень приличный факультет, который готовит прямо-таки чемпионов, знаю, что в Тольятти, в тамошней Академии управления есть хорошее отделение дизайна, в Нижнем Новгороде в Архитектурно-строительном университете дают хорошую подготовку по дизайну…


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

С Петром БАНКОВЫМ
беседует наш обозреватель по графическому дизайну
Владимир СКОРОБОГАТЬКО


"Журналистика и медиарынок", № 02, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.