Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

От буквы к цифре

На фоне дискуссий о модернизации журналистского образования в России западные университеты демонстрируют единодушное стремление перевести весь процесс на цифровую основу. Хотя это, конечно, не единственный тренд в европейском и американском подходах к обучению будущих журналистов


Споры о том, каким должно быть журналистское образование сегодня, ведутся не только в России. Преподавателей журналистики в университетах США и Европы волнуют те же самые вопросы, что и отечественную медиаотрасль. Там даже уже выбран приоритет в журналистском образовании: упор делается на освоение новых технологий и открытость учебного процесса для взаимодействия с практической сферой.

Дискуссии о новых путях в журналистском образовании в США ведутся с начала «нулевых» — со времени зарождения пресловутой гражданской журналистики, расцвета блогов и соцсетей. Журналистам стало понятно, что Интернет — это уже не просто технический канал коммуникации вроде кабельной сети для телетрансляции. Интернет стал инфосферой, средой обитания миллионов людей. Стало ясно, что это пространство нужно осваивать, заселять и культивировать. А для этого нужны новое видение журналистики и новые инструменты.

Госпиталь при университете

В 2010 году американские преподаватели журналистики приходят к формуле «госпиталь при университете». Модель была подсмотрена у медицинских факультетов, которые традиционно имели при себе клиники. В них под руководством преподавателей студенты практиковались в лечении болезней, не прерывая учебного процесса. В перенесении на журналистскую почву это означало создание университетских СМИ, в которых бок о бок трудились наставники и подопечные.

«Университетские клиники спасают жизни. Университетские юристы ведут дела в Верховном суде. Университетские новостные лаборатории могут помочь нам узнать правду», — пишет старший советник президента Фонда Найтов Эрик Ньютон. Более того, он считает, что не только университетские массмедиа, но и университет в целом должен стать проводником контента для общества. В этом ему даже видится миссия современного университета. СМИ при вузе, таким образом, уже не просто тренажер для студентов, но и важный механизм для влияния университета на окружающее его локальное сообщество.
Что еще нужно журналистскому образованию, по мнению Ньютона? Инновационные технологии, разумеется. А еще — открытое обучение: использование в рамках университетских занятий моделей реального производства, работа в полнофункциональных проектах.

Инструменты и еще раз инструменты

Идеи Эрика Ньютона и его коллег подробно развивает известный американский медиаэксперт Джефф Джарвис. Он подробно рассказывает о принципах обучения журналистики, разработанных им с коллегами в The City University of New York.

Джарвис выделяет несколько важнейших составляющих процесса обучения будущих журналистов.

Спецдисциплины. Здесь наряду с традиционными курсами теории массовой коммуникации, медиаправа, профессиональной этики и т.п. Джарвис предлагает особое внимание уделять истории СМИ, особенно в переходные исторические периоды. Это позволяет, считает он, лучше понять «фундаментальную роль журналистики в обществе».

Практические навыки — традиционные курсы, формирующие умение работать с информацией, репортаж, написание и редактирование текстов.

Производство. Стажировки в СМИ, работа в реальной медиаиндустрии. Однако здесь Джарвис подчеркивает: «Мы не пытаемся составить конкуренцию кому-либо на рынке, мы помогаем стартапам, включаемся в уже начатую работу». Это важная оговорка: задача учебного процесса — в формировании профессиональных навыков у студентов, а не борьба на медийном рынке.

Работа в малых группах и индивидуальное наставничество.

Инструменты. «Инструменты» — ключевое слово в журналистском образовании не только для Джарвиса, но и для его коллег по обе стороны Атлантики. Инструменты — это оборудование, программы и технологии, помогающие обрабатывать и представлять тот огромный поток информации, который продуцирует современное общество. Это — и модное сейчас на Западе направление, которое называют журналистикой данных (DataJournalism), — фильтрация, анализ и обработка больших массивов информации для создания журналистских материалов.

Тема подготовки журналистов к работе с инструментами представляется Джарвису настолько серьезной, что он настаивает на знакомстве студентов с основами программирования. Выпускник должен знать технологии настолько, чтобы понимать, что возможно с их помощью сделать, должен уметь поставить задачу специалисту, оценить качество выполненной работы. Он также должен быть готов сам участвовать в техническом процессе производства и обработки контента, самостоятельно адаптировать инструменты к своей задаче и — это тоже важно — уметь обучить работе с ними других людей.

Менеджмент проектов. Выпускник должен понимать, как организовать работу в рамках проекта, где и как искать сотрудников и т.п.

Продуцирование идей. Здесь Джарвис имеет в виду умение работать в нестандартных ситуациях, генерировать идеи для бизнеса и конкурентной борьбы.

Построение моделей реальных процессов. Далеко не все, что происходит в современном медийном мире, можно показать студентам invivo, во время стажировки. Зато в рамках обучения можно создать модели действующих процессов и на их основе сформировать у студентов необходимые навыки.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Роман ЖОЛУДЬ,
журналист, доцент кафедры теории и практики журналистики


"Журналистика и медиарынок", № 03, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Наталья Кривякина, «Искитимская газета», Новосибирская область
Часто приходится слышать, что журналистика — сфера творческая, мол, достаточно таланта, а учеба в университетах ничего не дает. Увы, без четких знаний жанров, умения отличить одно от другого стать хорошим журналистом невозможно. Это как поварское искусство. Пока не научишься жарить картошку и варить простые макароны, кулинарные шедевры приготовить, а еще лучше — придумать, не получится.