Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

Будущее строят дизайнеры,
или как побороть страх пустого пространства

Митя Харшак — учредитель и главный редактор журналов «Проектор»
и «Антиква». Дизайнер, руководитель студии «Проектор». Автор и ведущий телепрограммы «Экспертный совет» — профессионального цикла телепередач о дизайне на телеканале ВОТ (Ваше Общественное Телевидение). Живет и работает в Санкт-Петербурге


КАСЮТИН Поделитесь вашим видением того, что происходит в графическом дизайне.

ХАРШАК Когда настольные издательские системы вошли в профессию, все кинулись в ничем не сдерживаемую жуткую компьютерную графику. В определенный момент стало просто тошно. Сейчас мы, наверное, на гребне процесса возвращения ценности ручной графики, некоего профессионального рисовального мастерства. Профессия иллюстратора, крайне не востребованная в 1990-е годы, возрождается.
Исправляется ситуация с использованием шрифтов. Если в 1990-е годы была только компания «ПараТайп», с бессменным арт-директором Владимиром Ефимовым, которого, к сожалению, не стало два года назад (он был подвижником, продвигателем, движителем шрифтовой отрасли в России), то сейчас продуктивным и самым заметным на этой поляне стал московский дизайнер и художник Юрий Гордон. Благодаря его усилиям шрифтовая картина в России в значительной степени меняется в лучшую
сторону.
Какие еще тренды? Конечно, инфографика — тема последних лет. Очень сложная тема, очень глубокая, требующая невероятной дизайнерской подготовки. Знаете ли вы, что в Питере издается большая глянцевая цветная газета под названием «Инфографика». Классное издание, просто загляденье.

ВЯТКИН Проводя контент-анализ местной прессы, я обнаружил, что публикаций, посвященных современному искусству, в ней практически нет. Редакторы и журналисты говорят: «Да мы, во-первых, его не понимаем, во-вторых, не знаем, как об этом писать». Можно как-то изменить эту ситуацию?

ХАРШАК Почему Моисей водил евреев сорок лет по пустыне — чтобы вымерло поколение, видевшее рабство. Надо двигаться исключительно эволюционным путем, постепенно наращивая градус присутствия качественного дизайна и визуального искусства в общей картине мира. Но я не вижу никаких предпосылок для появления публикаций по актуальному искусству в региональной прессе, потому что единственный живой пример — это пример Пермского музея современного искусства, организованного Маратом Гельманом в Перми. И погнали оттуда современное искусство поганой метлой.
Да и в Москве с Питером о современном искусстве не особо пишут. «Артхроника» закрылась, издания, так или иначе публиковавшие аналитические материалы по искусству, тоже прикрываются.

КАСЮТИН Когда я смотрю очень многие газеты и журналы нашей страны, возникает ощущение, что коллеги ничего не видят, не думают, не понимают очевидных вещей. Говорю о совершенно беспомощном дизайне. Невкусно и неудобно. А может, наоборот, это органично и созвучно тем, кто берет в руки подобную продукцию?

ХАРШАК Дело же не только в прессе. Можно выйти на улицу, посмотреть, как у нас делается почти вся наружная реклама, витрины, вывески. Вот он, средний уровень визуальной культуры. Это связано в значительной степени с определенной девальвацией профессии дизайнера.
Что касается нашего дизайнерского топа, то он абсолютно конкурентоспособен на мировой арене. Лучшие российские дизайнеры могут составить конкуренцию западным товарищам. В середине — дикий провал.
Не пелотоны, не топ делают картину мира, картину мира делают середнячки. А те же середнячки в Голландии, в Германии, Англии, Франции — это очень сильный уровень. Мы говорим в данном случае не только о прессе, но и пресса достается там среднему уровню.

КАСЮТИН Проблемы с чрезмерными текстами вас в какой-то степени касаются? Если в газете можно терпеть длинноты, не сопровождаемые иллюстрациями, то для журнала — это потеря лица.

ХАРШАК Наверное, это издержки профессии, но я делаю всю свою периодику от картинки. Никогда не поставлю публикацию, если она не снабжена вменяемым визуальным рядом. В силу того что «Проектор» — это журнал о дизайне, там картинка — объект исследования. «Антиква» — это журнал о вещах, об антиквариате, о предметах искусства, коллекционировании. Там, естественно, тоже должен быть очень сильный и вкусный визуальный ряд. А текст служит в данном случае неким сопроводительным, разъясняющим, описательным элементом. Для меня, безусловно, образ важнее текста.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Владимир КАСЮТИН и Михаил ВЯТКИН беседуют с Митей ХАРШАКОМ


"Журналистика и медиарынок", № 03, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Алексей Белянчев, газета «Вечерняя Москва»
Мы, не сговариваясь, вдруг подумали: если газетный читатель средней и старшей возрастной категории (еженедельник как раз для нее, а молодежь, бытует мнение, больших объемов не читает) в письмах все время просит дать «почитать что-то серьезное», почему бы не разыграть материал на восьми полосах, снабдив его «плоскими», но теледокументальными приемами. Так родился новый жанр – «газетный фильм».