Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Точка невозврата пройдена


«Почте России» хочется искренне пожелать удачи. Те вещи, которые они пытаются сегодня внедрить внутри своей «кухни», абсолютно правильны и разумны. Каждый имеет право на собственную «историю болезни»


Рост стоимости подписной цены на городские и районные газеты Свердловской области (за минусом Екатеринбурга как не подведомственной сферы нашего департамента) по факту составляет 62,9%. Это не соответствует заявлению министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова: «Почта России» повысит тарифы на подписку, однако их рост не приведет к повышению подписной цены для потребителя в среднем по стране более чем на 25%». От себя отмечу, что 25%-й рост подписной цены отрасль действительно готова «проглотить» с минимальными потерями.

По факту за последние полтора года мы имеем, с учетом прошлогоднего увеличения стоимости подписки на 15%, рост подписной цены на 87,34% (!). Еще раз — 87,34% — за полтора года.

Средний рост подписной цены составил 152,33 рубля: с 260,53 до 412,86 рубля. Генеральный директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов утверждал, что «стоимость подписки для каждого подписчика увеличится примерно на цену спичечного коробка». По моей субъективной оценке, стоимость «спичечного коробка» оказалась несколько завышенной. В том же Алапаевске она и вовсе составила 330 рублей.

В итоге, по факту, меняется ценовая парадигма. Раньше редакционная цена и стоимость доставки в итоговой, подписной цене сочетались в пропорции 50/50. Сегодня, если редакция не будет увеличивать собственную часть, эта пропорция мутирует уже в 30/70. То есть в конечной стоимости продукта 70% приходится на его дистрибуцию. Мне это кажется, мягко говоря, не совсем по-рыночному.

Самое страшное видится в другом. Покажу на примере районной газеты «Шалинский вестник» (тираж — 3,5 тыс. экз. при численности населения 20,7 тыс. жителей). У газеты, которая выходит один раз в неделю, довольно высокая розничная цена — 22 рубля. Получается, что если житель будет приобретать каждый экземпляр газеты в розницу в течение полугода, он потратит на это 572 рубля. Подписная же цена «Почты России» на полгода теперь у «Шалинского вестника» составит 630,6 рубля.

То есть, опт (подписка) минимум на 10% дороже розницы, что тоже не совсем по-рыночному. Учитывая, что у многих газет розничная цена и того ниже, этот разрыв будет увеличиваться до критических размеров. Данный факт говорит о том, что проблема кроется не в редакционной политике и не в системе розничных продаж, а во внутренних затратах и ценообразовании оптовика — «Почты России».

На сегодняшний момент средняя доля «Почты России» в общем тираже номера выходного дня составляет 56,5% (средняя температура по больнице). Еще 34,7% приходится на розницу, а 8,8% — на альтернативную подписку и распространение. Наиболее тревожно за село, где на долю «Почты России» в тираже приходится 73,4%, а развитие альтернативных каналов дистрибуции, будь то розница или собственная служба доставки, по объективным обстоятельствам затруднено.

Все приведенные выше цифры построены на анализе данных 28 городских и районных (как муниципальных, так и частных) редакций Свердловской области (за минусом Екатеринбурга), что соответствует примерно 30% этого рыночного сегмента. 9 редакций представляли города с численностью населения более 45 тыс. жителей, 9 редакций — из городов с численностью населения менее 45 тыс. жителей, 10 — сельские территории.

Сейчас нашим департаментом осуществляется глубинное исследование состояния рынка печатных СМИ на территории Свердловской области, его предварительные данные, возможно, не показательны. Однако в этом исследовании содержатся два вопроса, имеющих отношение к заявленной теме. Вот результаты.

На что сделаете ставку в условиях повышения стоимости подписки на 70—100%?

  • На формирование собственной службы доставки — 6 из 8.
  • На розницу — 5 из 8.
  • На корпоративную подписку — 5 из 8.

Рассматриваете ли вы возможность перехода на бесплатное распространение?

  • Уже в этом или следующем году — 1 из 8.
  • В отдаленной перспективе — 2 из 8.
  • Нет — 5 из 8.

Основные, на мой взгляд, тезисы, озвученные «Почтой России»:

  1. «Отмотать ситуацию назад нельзя. Субсидию, из?за которой рост подписной цены сдерживался на протяжении последних пяти лет, не вернуть. Никакие письма и обращения ситуацию не изменят».
  2. «Почта России» не заинтересована в падении тиражей печатных СМИ более чем на 15% в совокупном объеме».
  3. «У бизнеса нет сердца».
  4. «Почте России» не хватает объективных данных о состоянии рынка».
  5. «Очень мало конкретных и конструктивных предложений от издателей по совершенствованию сотрудничества».


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Дмитрий ФЕДЕЧКИН,
директор департамента печати и массовых коммуникаций Свердловской области


"Журналистика и медиарынок", № 04, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,