Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

И тогда мы пригласили агентов

Редакция нашей газеты «Октябрьский нефтяник» была не первой в Башкортостане, которая пришла к пониманию необходимости создания своей службы доставки. Но со временем мы ушли дальше других — вообще отказались от услуг почты, и весь тираж стали распространять сами


Решение о создании службы доставки (так сначала называлась новая структура, отделом подписки и доставки она стала именоваться много позже) было принято перед началом подписной кампании на 1999 год. Наша редакция и тогда была прибыльной, поэтому могла позволить себе пойти на затраты, связанные с увеличением численности персонала, необходимого для выполнения дополнительной работы. Но поскольку событие это происходило в трудных экономических условиях (это-то и подвигло нас на создание такой службы), мы минимизировали все расходы, связанные с процессом.

Подписка стартовала параллельно: в редакции и на почте. Мы не брали на себя организацию доставки в поселках, которые хоть и являлись частью города, но были расположены по его окраинам и представляли собой большие массивы частного сектора — их обслуживали только почтальоны. На остальной территории одновременно работали и наши сотрудники, и почтальоны. В индивидуальных домах, примыкающих к многоэтажной застройке, тоже.

Чтобы стимулировать потенциальных подписчиков воспользоваться нашими услугами, мы установили стоимость издания несколько ниже, чем была на почте — разница составляла тогда шесть рублей, это процентов пять от стоимости подписной цены на полугодие. Она была основана не столько на расчетах, сколько на здравом смысле. Особенностью нашего города являлась традиция, которой придерживались на тот момент многие предприятия — ко Дню пожилых людей дарить ветеранам подписку на «Октябрьский нефтяник». Если пенсионеров набиралась сотня, для предприятия уже была разница, где заказывать такой подарок. Подчеркиваю, речь идет о 1999 годе — и цены, и деньги были другие!

Одновременно с этим было придумано еще одно новшество. Проблема почтовых ящиков существует, думаю, повсеместно. Часть потенциальных подписчиков остается в этом качестве исключительно потому, что выписанные ими издания некуда класть — нередко в подъездах висят ящики покореженные, без дверок... Поэтому было решено создать сеть так называемых опорных пунктов.

Предстояло договориться с собственниками магазинов, преимущественно продуктовых, чтобы те на безвозмездной основе либо в определенные часы предоставляли нам место, где можно было оформить подписку, получить или купить издание (с привлечением для этого наших сотрудников, на участках которых располагались магазины), либо за небольшую дополнительную плату поручали это делать персоналу магазинов. Подписка без доставки (так мы назвали услугу для тех, кто за изданием приходит сам в один из опорных пунктов) была еще дешевле.

Вот с такими намерениями мы приступали к самостоятельной работе. Для нас на этом этапе было очень важно провести информационно-агитационную кампанию. Регулярно, чуть не в каждом номере (тогда «Октябрьский нефтяник» выходил три раза в неделю) рассказывали горожанам о том выборе, который у них появился: подписать газету на почте или в редакции, а в последнем случае получать ее привычным способом в почтовом ящике или самостоятельно забирать в одном из опорных пунктов. Ну и конечно главный редактор Иван Крюков активно работал в этом направлении с руководителями предприятий в части оформления подписки для пенсионеров.

Дополнительных работников мы тогда не принимали. В редакции оформлением доставочных карточек индивидуальных подписчиков занимался сотрудник, принимающий рекламу. С предприятиями в этом направлении работала бухгалтерия. Мне, в тот момент начальнику отдела писем, на общественных началах было поручено организовывать остальное: разъяснять наши преимущества, договариваться об открытии опорных пунктов, производить разграничение участков...

Работали в очень плотном контакте с главным бухгалтером Резедой Юсуповой.

Мы сочли, что агент по доставке (так назвали должность, чтобы наших сотрудников не путали с почтальонами) должен разносить не менее 300 экземпляров, получать зарплату сдельно — за каждый доставленный экземпляр

Кроме того, учитывался объем газеты — за каждые две страницы сверх стандартного четырехстраничного номера полагалась надбавка. А объем издания определяет объем набранной в номер рекламы — по закону ее площадь не должна превышать 40 процентов общей площади.

Примерно за неделю до Нового года стали формировать штат. В первую очередь из знакомых сотрудников редакции, чтобы была, если так можно назвать, гарантия качества. Приняты они были январем 1999 года, но в конце 1998 поработали с доставочными карточками, составляя маршрутные листы, за что им было выплачено небольшое материальное вознаграждение.

Несколько слов о маршрутных листах

Они содержат не только список домов на участке и перечень квартир, в которые надо доставлять газету, но и очередность посещения домов с точки зрения удобства для исполнителя работы.

На одном и том же участке для двух агентов (в случае нахождения основного сотрудника в отпуске или на больничном) маршрутные листы могут быть разными. Траектория движения зависит от того, где живет сотрудник и откуда он начинает обслуживание участка.

Практический совет: до того, как почтальоны пойдут по адресам с тиражом, они как минимум один раз обязательно должны пройти по маршруту, в идеале даже с ношей

В самом начале у нас были случаи, когда кажущаяся легкость работы ввела в заблуждение нескольких агентов, не выполнивших это требование, и желая заработать, они взяли большие территории. Первая же разноска газет вынудила их отказаться от намерений. Лучше не допускать таких случаев.

При приеме агента на работу в случае увольнения или отпуска работника уходящий сотрудник должен показать участок новому коллеге. Случалось, что претенденты на работу отказывались от нее, не дойдя до конца маршрута.

Первоначально обозначенные границы некоторых участков несколько раз менялись, продолжается этот процесс и сейчас, он является своего рода реакцией на динамику тиража.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Елена КОЧЕНКОВА,
заместитель главного редактора ГУП РБ Редакция газеты «Октябрьский нефтяник»,
Республика Башкортостан


"Журналистика и медиарынок", № 04, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.