Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Практика альтернативы

Допускаете ли вы мысль, что УФПС — эта огромная, неповоротливая, консервативная, бюрократичная махина — достала правительство страны тем, что не может наладить нормальную работу? 


Деньги, выделяемые государством, расходуются (может, как это у нас часто бывает, не вполне по назначению), а апгрейд не происходит. Может, только такие жесткие меры приведут ее к болезненному, но необходимому обновлению? А потом субсидии на доставку прессы могут вернуться и будут действовать, как во многих цивилизованных странах. Но прежде чем это случится, наверное, пройдет еще не один год.
Одновременно рынок печатных СМИ очистится от всякого «шлака». Останутся только те, кто действительно востребован читателем

Пять лет назад редакция газеты «Южноуралец», старейшее издание города Чебаркуль и Чебаркульского района в Челябинской области, пришла к решению о создании альтернативной службы доставки.

Уже тогда тема создания собственных служб доставки была обсуждаемой в среде редакторов районных газет, были первые примеры реализации подобных замыслов. Большинство предпочитало сохранить традиционные взаимоотношения с почтой, не веря в эффективность собственной службы доставки и в экономическую целесообразность ее создания. Те, кто решались пойти по этому пути, методом проб и ошибок нащупывали верное направление, год от года набирались опыта, совершенствовались и зарабатывали доверие все большего числа подписчиков.

Сегодня 90% городских подписчиков «Южноуральца» оформляют подписку через альтернативную службу доставки. В адресном распространении постоянно задействовано девять курьеров, которые осуществляют доставку в городской черте и в двух населенных пунктах за пределами районного центра. Год назад руководство редакции вывело за штат всех сотрудников альтернативной службы доставки с целью дальнейшего самостоятельного развития этого направления деятельности и приведения в соответствие с действующими нормами трудового законодательства взаимоотношений с курьерами.

Подробнее об этом и другом накопленном опыте в организации альтернативной службы доставки рассказывает директор ООО «Прайм», бывший руководитель отдела продаж АНО «Редакция газеты «Южноуралец», Александр Бовыкин. Сегодня ООО «Прайм», трудоустроив у себя бывших курьеров редакции, играет роль альтернативной службы доставки газеты «Южноуралец», взаимодействуя с редакцией на основе договора аутсорсинга.

Сразу предупреждаю, я никогда не работал в региональных или федеральных СМИ. У меня есть опыт работы в городских и районных изданиях. Среди них были как платные, так и бесплатные проекты, а также одна корпоративная газета. Возможно, не всё сказанное мной окажется подходящим и верным для крупных издателей.

Я не разделяю панического настроения в связи с повышением стоимости почтовой доставки. Да, это неприятно, даже плохо. Но совсем не повод ставить на газетах крест. Когда у человека есть острая потребность что-то приобрести, отпугнуть высокой стоимостью его непросто. Никто не принуждает нашего читателя выписывать газету сразу на шесть месяцев. У всех есть возможность выписать ее на месяц, два или три. Каждый исходит из своей платежеспособности.

Я не думаю, что плата 50—100 рублей в месяц (цена районки) завышена и неподъемна. Доступна любому человеку! Пачка сигарет сейчас стоит практически столько же, а курильщики ее покупают каждый день. Все сейчас ежемесячно платят за Интернет 300—500 рублей минимум, за мобильную связь больше 100 рублей, за кабельное или спутниковое ТВ… Газета должна быть нужна не меньше чем кабельное или спутниковое ТВ, Интернет или телефон!

Участки

Для начала необходимо определить границы территорий, на которых ваши курьеры могут доставлять газеты самостоятельно. Это зоны плотной жилой застройки. Многоэтажный или частный сектор. Важно, чтобы курьер мог обойти весь свой участок без участия общественного или иного транспорта, не рискуя перенапрячься или истоптать за неделю обувь. Расстояние от места получения газеты до территории распространения должно быть таким, чтобы курьер мог легко преодолевать его пешком. Это необходимо для того, чтобы не было дополнительных транспортных расходов у вас и вашего сотрудника, и так получающего невысокую заработную плату.

Часть наших курьеров забирают газеты из офиса в центре города. Другой части, работающей на удаленных участках, наш водитель подвозит свежие газеты прямо домой. То есть мы принимаем на работу курьера, проживающего в нужном нам районе города или поселке.

Там, где маленькая плотность застройки, большие расстояния и плохие дороги, мы подписку не оформляем. Этот участок впоследствии станет головной болью и источником непредусмотренных затрат. Курьеры будут уходить с работы на этом участке, а подписчики — выставлять претензии за некачественную доставку. Поэтому нужно обязательно внимательно смотреть на то, где находится адрес доставки, когда человек приходит выписать газету к вам, а не на почту.

Стоимость собственной подписки

Стоимость подписки складывается из двух цифр: каталожная цена и стоимость распространения. Каталожная цена учитывает все расходы на типографию (с бумагой) и доставку из типографии, в пересчете на один экземпляр, умноженные на количество номеров в месяц и в полугодие. Еще примерно 10% закладываем на риски внезапного повышения расходов на печать. Из-за роста цены на бумагу, например, или из-за падения тиража и увеличения себестоимости печати одного экземпляра.

Стоимость распространения включает в себя транспортные расходы (развозка по городу), заработную плату курьеров и менеджера отдела доставки (с соответствующими налогами). Аналогично все пересчитывается на один экземпляр и умножается на количество номеров в периоде.

В каталожную стоимость не включаются никакие другие расходы редакции. Ни основной фонд оплаты труда, ни аренда с коммуналкой и т.д. Ничего, кроме расходов на печать и доставку из типографии (мы возим из другого города). Остальные расходы редакции покрываются за счет доходов от платных публикаций (реклама, объявления, извещения, информационное обслуживание по коммерческим договорам и муниципальным контрактам). На этом строится наша экономика. То есть если мы хотим больше зарплату, мы должны больше заработать на рекламе. Не смогли, значит, зарплата больше не становится. Доходы от подписки и розницы должны целиком покрывать затраты по печати и больше ничего. Впрочем, небольшие излишки могут возникать и тут, когда суммы, заложенные на риски, оказываются не востребованы.

Такая схема позволила нам три полугодия не менять каталожную стоимость подписки. Но она подойдет не всем газетам. Там, где очень хилый рекламный рынок, доходов от платных публикаций на ФОТ будет недостаточно. Ну, это тема отдельного обсуждения.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Александр БОВЫКИН,
директор ООО «Прайм», Челябинская область


"Журналистика и медиарынок", № 04, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,