Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Плюсы и минусы самостоятельности


Свой отдел по подписке и доставке наша газета создала еще в 1993 году, став в этом деле первой в республике и, наверное, одной из первых в стране. Коротко расскажу, с чего все началось, чтобы коллеги могли себе представить, с какими трудностями им придется столкнуться. Но сразу оговорюсь: дело того стоит


С чего все начиналось

Так вот, в 1991 году государство отпустило цены на все, что продавалось. Газетам чуть повезло: подписка оформлялась на год вперед, и потому мы не сразу испытали весь ужас инфляции на себе. Зато в 1992 году были сразу поставлены перед фактом: если в 1991 году стоимость подписки на нашу газету на весь 1992 год составляла 10 рублей 65 копеек, то стоимость подписки на первое полугодие 1993 года составила 120 рублей!

Рост в 24 раза! Причем почта сразу сообщила, что в следующем полугодии цены снова поднимутся, и потому тем, кто выпишет газету сразу на год, придется доплачивать. Так и случилось: стоимость подписки на второе полугодие 1993 года составила 552 рублей.

В итоге газета потеряла треть подписчиков: в 1992 году тираж газеты составлял 30 тыс. экз., в первом полугодии 1993?го — 24,5 тыс. экз. (напомню, это было время, когда в городе выходила одна газета, телевидение транслировало только одну программу, а такую вещь, как Интернет, не могли представить даже в самых смелых фантазиях).

Во втором полугодии тираж снова упал, теперь уже до 20 тыс.: те годовые подписчики, которые не доплатили разницу, перестали получать газету с августа. Дальше — еще хуже: цена на первое полугодие 1994 года на почте составила 4186 рублей (при этом наша каталожная цена в этой сумме составляла 1500 рублей, то есть за доставку почтовики запрашивали чуть ли не вдвое больше, чем мы — за производство газеты).

Чувствуете, какие скачки?! Конечно, тогда такими темпами росли цены на все. Но если без хлеба и одежды люди обойтись не могли, то от газет отказывались совершенно безболезненно.

Предвидя такую ситуацию, наш тогдашний редактор Галина Сергеевна Завьялова приняла решение: нужно самим доставлять свою газету. Но как это сделать? Опыта такого в республике нет, посоветоваться не с кем.

Сначала пошли на почту: мол, подскажите, как вы это делаете, как делите город на участки, каким образом оцениваете труд почтальонов и т.д. Конечно, так они и выдали нам свои секреты!

Тогда, еще осенью 1992 года, мы объявили, что подписка на газету принимается и в отделе писем редакции. Сначала мы просто подписывали читателей по почтовым ценам и передавали на почту. А вот следующий шаг, который мы предприняли весной 1993 года, — это объявление своей собственной цены на подписку, которая была ниже почтовской (сначала разница была небольшой: на почте — 552 рубля, у нас — 469 рублей, через полгода эта разница значительно увеличилась: 4186 рублей на почте и 3000 рублей у нас).

Квитанции на подписку брали на почте: тогда общественным распространителям квитанции выдавали пачками, не считая. Подпиской занимались практически все журналисты (к вопросу о том, кто должен заниматься этим), хотя основная нагрузка легла на отдел писем (это был самый «многочисленный» отдел в редакции: здесь работали два человека, и пока один принимал подписку, другой мог пойти на задание или заниматься обработкой писем, кроме того, именно отдел писем всегда занимался редакционной подпиской).

Деньги принимали, что называется, под честное слово: ни кассовых аппаратов, ни чековых книжек. В конце дня набранную сумму сдавали кассиру. Сразу скажу, что работа велась на общественных началах, мы все понимали, что речь идет о будущем газеты, а значит, и о нашем будущем. Потом временно — на период подписной кампании — был принят человек, который занимался исключительно оформлением подписки. Как оплачивался его труд, сказать не могу, потому как тогда работала зав. отделом писем и в тонкости бухгалтерии не вникала.

В итоге к началу 1995 года мы набрали 9 тыс. подписчиков, общий тираж газеты к тому времени составлял чуть более 18 тыс. экз. Но трудности были впереди: нужно было поделить город на участки таким образом, чтобы и количество подписанных экземпляров распределилось примерно поровну, и при этом чтобы участки не слишком различались по протяженности. Одновременно объявили о наборе своих почтальонов.

Времена были тяжелые, безденежные, набрать почтальонов не составило труда. Для того чтобы не было путаницы, решили своих почтальонов называть доставщиками (с тех пор так и повелось). Шишек набили много: и газету сами разносили вместо запивших доставщиков (а контингент был самый разный!), и столкнулись со случаями присвоения подписных денег, и с почтой воевали (к абонентским ящикам они нас так и не подпускают).

Постепенно пришли к тому, что нужен отдельный человек, который занимался бы подпиской и руководил доставщиками (а работы здесь много: вести подписку, она у нас круглогодичная, решать вопросы подмены заболевших доставщиков, искать замену увольняющимся, принимать жалобы от подписчиков на доставку и принимать соответствующие меры).

В итоге был создан отдел подписки и доставки, из числа наиболее добросовестных доставщиков был назначен заведующий отделом (такой ставки в штатном расписании не было, но мудрый редактор решила, что можно поступиться ставкой одного корреспондента, таким же образом в редакции появился свой юрист — правда, на полставки). Под отдел доставки, потеснившись, выделили один маленький кабинетик, для сортировки газет 10—15 доставщиками места не хватало, и приходилось занимать место и в коридоре, а то и приходили по очереди, чтобы не тесниться.

Главное, чего мы добились, создав свой отдел доставки, это то, что почта перестала так огульно накручивать цены, и к концу 1990-х — началу 2000-х мы почти сравнялись в ценах.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Людмила САБИТОВА,
директор (главный редактор) ГУП РБ Редакция газеты «Красное знамя»,
Республика Башкортостан


"Журналистика и медиарынок", № 04, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,