< Предыдущая | Следующая > |
---|
«Если мэр с утра не пожал мне руку,
значит, вчерашний день я прожил не зря»
|
Но вот чтобы в гости к воронежским журналистам специально приехали их коллеги из европейской глубинки — такого на моей памяти не случалось, по меньшей мере, лет двадцать. Теперь же благодаря установившимся добрым партнерским отношениям между Союзами журналистов России и Норвегии этот «железный занавес» слегка приоткрылся, и сотрудники региональных масс-медиа смогли познакомиться с национальными ингредиентами творческой кухни друг друга. Воронежский контент…В делегацию, которую возглавил вице?президент Союза журналистов Норвегии Даг Кассель, вошли два корреспондента газеты «Badeland» Йорн Хаакенстад и Руне Педерсен, а также совсем юная сотрудница регионального ТВ-канала Силье Йостен Лиен. И газета «Badeland», аналог российской «районки», и местное телевидение включены в состав компании «Amedia» — второго по величине медиахолдинга Норвегии. Как пояснил Даг Кассель, на сегодняшний день «Amedia» занимает в стране более 26 процентов рынка ежедневной прессы, в компании трудится около 3 700 сотрудников. Сам Даг Кассель в Воронеж приехал уже во второй раз — в октябре 2013 года он рассказывал местным журналистам о роли профсоюзов в жизни норвежских масс-медиа. А вот его региональные коллеги в Россию попали впервые, хотя до этого каждый из них уже и объехал десяток-другой стран. В столице Черноземья скандинавов интересовали принципы работы и техническое оснащение СМИ всех уровней: областного, городского, районного. И представители принимающей стороны — председатель регионального отделения СЖР Зоя Грязева и замруководителя областного департамента связи и массовых коммуникаций Илья Сахаров — за те три дня, что норвежцы находились в Воронеже, постарались сполна удовлетворить любопытство гостей. В областном Доме журналистов коллегам показали новый аппаратно-студийный комплекс для online-трансляций различных пресс-конференций. В газете «Воронежский курьер» (учредитель — правительство области) рассказали, как и за счет чего выпускается общим тиражом 90 тысяч экземпляров бесплатное приложение «Семерочка». А в местном «таблоиде» — городской газете «Моё» из издательского дома «Свободная пресса» норвежским журналистам раскрыли секреты популярности своего интернет-ресурса. Телевизионный «сектор» воронежской журналистики был представлен студией «ТНТ-Губерния». Сотрудники телеканала рассказали, как готовят к эфиру информационный контент, а также о том, как «ТНТ-Губерния» переходит в формат круглосуточного вещания на базе спутниковой системы «Триколор ТВ». …И толстый-толстый слой норвежской информацииКакое впечатление произвела на гостей воронежская выставка достижений журналистского хозяйства, сказать трудно. На словах-то были сдержанные комплименты, а так пойди прочитай что-либо по непроницаемым нордическим лицам потомков викингов… Зато для районных газетчиков, по их признанию, визит зарубежной делегации стал настоящим культурным шоком. Норвежцам показали работу двух самых обычных, «среднестатических» по тиражу и творческому потенциалу воронежских «районок» — газет «Семилукская жизнь» и «Голос Рамони». Обе год назад вошли в состав государственного медиахолдинга РИА «Воронеж» (кроме 32 районных газет в него включены также старейшая областная газета «Молодой коммунар» и информационный портал riavrn.ru). И сейчас, буквально на марше, здесь идет организационная, кадровая и, главное, творческая настройка работы редакций. Семилуки и Рамонь для показа коллегам из Норвегии были выбраны еще и потому, что оба наших муниципалитета по численности населения и экономической инфраструктуре во многом схожи с тем округом «страны Воронежские «районщики» никак не хотели верить, что «Badeland» выходит 5 (!) раз в неделю на 24—40 полосах формата А3 общим тиражом 7200 экземпляров. Для сравнения: «Семилукская жизнь» и «Голос Рамони» печатаются в неделю на 8 или 16 полосах (это когда с телепрограммой) и тиражом, соответственно, 5 и 4 тысячи экземпляров. Пришлось норвежцам выкладывать на стол вещественные доказательства — пухлые номера своей газеты. Если не брать во внимание качество бумаги и полиграфическое исполнение, то по тематическому наполнению номера норвежская «районка» мало чем отличается от российской. Тот же «гвоздевой» материал, те же репортажи и информационные заметки (но в гораздо большем количестве), та же экономика, происшествия, культура, спорт. Наконец, несколько полос объявлений из серии «Продам козу — куплю баян», телепрограмма, сканворд и даже гороскоп. Всё как у нас. Но вот как по пять номеров, да с такой полосностью? По словам Йорна, такая «скорострельность» норвежских журналистов обеспечивается прежде всего грамотной организацией труда. Технология газетного производства плюс четкая специализация корреспондентов и обозревателей по своей конкретной тематике — и ничего более. Каждое утро в 8.30 в редакции «Badeland» проводят планерку — на полчаса, не дольше. Оговаривают тематический план номера и раздают редакционные задания — у каждого журналиста в разработке одновременно могут быть по пять-шесть тем и информационных поводов. Примерно через час из дизайнерского центра холдинга «Amedia», где верстается их региональная пресса, приходят макеты полос с уже расчерченными местами под заголовки, фотоиллюстрации, инфографику и т.д. Фотоматериалам, к слову, редакторы «Badeland» отводят особую роль: здесь не стесняются давать фото на полстраницы, ставить полосные рекламные модули, задействовать в дизайнерском оформлении средники и т.д. Пишущим же журналистам остается только прямо в полосе «нафаршировать» текстом оставшуюся площадь и вовремя сдать газету в печать. Dead-лайн установлен на 18.00, и его стараются соблюдать, поскольку переработка персонала сильно не нравится профсоюзу. Знать каждого читателя в лицоКогда беседуешь с Йорном Хаакенстадом и Руне Педерсеном, этими цветущими мужчинами в возрасте «чуть за 50», в них действительно трудно заподозрить жертв потогонной капиталистической системы. Материалов они ежедневно готовят хоть и много, но все они небольшого объема — по две-четыре тысячи знаков. И все информационно насыщенны. По словам норвежских коллег, в их работе есть место «журналистике фактов» и нет места «журналистике собственного мнения». А тем более общим рассуждениям о судьбах мира, чем порой еще грешат «мастера больших полотен» в российской провинциальной прессе. Ну кто у нас только не пытается сейчас, например, вставить свои пять копеек про Украину, Крым и агрессивный блок НАТО?.. Отсюда проистекает и другой незыблемый принцип норвежской региональной журналистики — локализация информационного контента. Так, коллеги из газеты «Badeland» рассказали, что даже о катастрофе общенационального масштаба они могут написать только в том случае, если в ней пострадал кто-то из земляков, или в ликвидации последствий катастрофы участвовали местные спасатели. Опять-таки в помощь IT-технологии. Для Руне с Йорном читка ленты Facebook и Twitter — это как утренняя чистка зубов. Из соцсетей они фактически в режиме реального времени черпают до 70 процентов информационных поводов, которыми потом и занимаются в течение рабочего дня. Плюс давно установившиеся неформальные отношения с местным населениям.
"Журналистика и медиарынок", № 05, 2014 |