Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Журналистика со-участия


…Без перерыва твердят-талдычат: уже скоро-прескоро «районки» умрут, тиражи их стремятся к нулю, все поголовно уйдут в Интернет…

На фото: Татьяна ФРОЛОВА, Татьяна ЧЕРЕПАНОВА


Но вот парадокс: у нас в Пермском крае, да я подозреваю, что и не только у нас, есть ряд городских и районных газет, у которых уже довольно давно тираж стабилен и даже растет. «Предметно» я задумалась над этим, получив приглашение Татьяны Ивановны Фроловой, преподавателя МГУ, руководителя одной из секций недавней международной научно-практической конференции «Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве», выступить на «Круглом столе» «Журналистика соучастия в регионах».

Вот для примера несколько изданий, которые справедливо гордятся стабильными тиражами. Возьмем суксунскую районную газету «Новая жизнь» (редактор Галина Кукла). В районе живет более двадцати тысяч человек, тираж издания 4000 экземпляров, он полностью подписной, за последние несколько лет вырос вдвое.

Или — газету «Красная Вишера» (редактор Любовь Бражникова). В Красновишерском районе живет примерно столько же народа, что и в Суксунском. Здесь сохраняется тираж в 5000 экземпляров (из них 2 200 по подписке), который удерживают с 2005 года, хотя число жителей за это же время изрядно сократилось.

Или вот одна из газет Березников — самого большого после Перми города края — «Березниковский рабочий» (редактор Наталья Мальцева). Жителей — более 160 тысяч. Тираж — около сорока, подписка — 17 тысяч…

Думаю, что в этот же ряд можно, не сомневаясь, поставить еще две наши замечательные «Искры» — из Лысьвы и Кунгура, газету «Вперед» (Октябрьский район), добрянские «Зори плюс»…

Как это у них получается? Держать и увеличивать тиражи?

Многие редакторы на этот мой «детский» вопрос так и отвечали: это благодаря журналистике соучастия. Что вкладывают руководители изданий в это понятие? Как журналистику соучастия понимают в редакционных коллективах?

— Мы — одна семья, — пояснила Елена Сушева, редактор газеты «Частинские вести». — Мы гордимся своими достижениями и успехами, решаем свои проблемы, которые кроме нас, живущих здесь и сейчас, мало кого интересуют. Наша сравнительно небольшая территория — это не минус, а плюс. Ведь всегда интересно читать про своих. И мы стараемся решать проблемы, навалившись всем миром: и общество, и власть, и газета…

Наиболее емко эта мысль отражена в слогане газеты Суксунского района, его сама редактор и придумала: «Районку несут в каждый дом на крыльцо, и в каждой деревне нас знают в лицо!»

В конечном итоге, как ни смотри, успех приносит не просто активность, а я бы сказала — гиперактивность, инициатива самой редакции, неуемное стремление быть максимально полезными для своих читателей.

В таких редакциях на первом плане — работа не с «населением», а с людьми: здесь журналисты выходят «в поле» для поиска новостей, сотрудничают с экспертами, проводят социальные акции, осуществляют многочисленные проекты, поддерживают общественные инициативы. Словом, идет напряженная каждодневная кропотливая и реальная работа с конкретными людьми. И это, выходит, единственный способ выжить. Так что вполне логично, что в такой газете подборки писем, фотофактов, любой другой «обратной связи» — в каждом номере.

Примеры такого совместного участия в решении проблем хорошо видны на страницах «Частинских вестей». СО-участвовать в сельских редакциях проще,— считает их главный редактор. — Возможно, хотя не думаю, что намного. Вот для примера, что журналистам удалось. Как и какие они сумели решить насущные проблемы. В прошлом году, например, совместными усилиями нашли деньги на дополнительное развитие детей-инвалидов, растормошив администрацию, хотя та сначала все жаловалась, что у нее нет на это полномочий.

А уже в этом году отчасти благодаря настойчивости мам и вмешательству газеты планируется обучать детей-инвалидов в обычной местной школе по индивидуальной программе.

Или вот еще. Люди жаловались, что врачи «скорой помощи» почему-то перестали выезжать для регистрации смерти умерших пожилых людей, хотя по закону должны это делать: обследовать и выдавать родственникам справку о смерти сразу, непосредственно, а не через несколько дней... Общими усилиями и эту, казалось бы, «локальную» проблему тоже решили.

Или вот другой пример, о котором рассказала редактор газеты «Вперед» Октябрьского района Лариса Огородникова.

В районе закрылся леспромхоз. Люди двух деревень остались без работы. Газета проводит акцию «Щучье Озеро», «Алмаз», мы работаем для вас!» Организовали выездную редакцию, пригласили на встречи в этих деревнях всех, кого следует, собрали мнения…

Во время встречи одна из женщин пожаловалась, что у нее ребенок-инвалид, скоро Новый год, а ему не приходится ждать хоть какого-нибудь подарка. Решили: объявим в газете акцию «Стань Дедом Морозом для ребенка-инвалида!» Редактор предложила подарки нести в отдел соцзащиты, но журналисты решили: сами развезем.

— За две недели нас завалили игрушками, сладостями, книжками… Мы взяли списки детей-инвалидов, сделали 178 подарков, строго индивидуально, с учетом конкретного заболевания: у кого зрение плохое — тому лучше книжек не дарить, у кого диабет — тому сладкого нельзя и т.п. Накануне Нового года на двух машинах два экипажа Дедов Морозов и Снегурочек развозили все по домам, по району нам помогли развезти главы поселений и полицейские, — говорит Лариса Огородникова.

Примерно такие же истории — и в Суксуне, и в Добрянке, и еще много где. Так, суксунская «Новая жизнь» собрала средства для лечения участкового Александра Шестакова, отца троих детей, который чудом остался жив после аварии. Это же издание гордится своими многочисленными акциями и проектами: это и «Человек года», и «Все мы немного Деды Морозы», и «Поможем братьям нашим меньшим», и «70?летию эстафеты — 7 ярких состязаний» , и «Коса— девичья краса», и конкурсы на самую старую новогоднюю открытку и на самую оригинальную «валентинку»…

Практически во всех успешных редакциях проходят и самые разнообразные фотоконкурсы.

Что еще можно заметить и отметить? Увеличилось количество акций, проектов, связанных с большой организационной работой редакций во взаимодействии с НКО, волонтерскими организациями. Например, заметен опыт газеты «Соликамский рабочий» по социальной поддержке своих земляков, молодых призывников, служащих в рядах Российской армии. Газета организовала переписку с теми, кто служит в армии; провела встречи с матерями этих парней, создала при редакции клуб мам солдат. Один из журналистов съездил и написал несколько репортажей с места службы парней.

«Березниковский рабочий» организовал акцию «Помогите детям». В период прошлой подписной кампании, например, редакция передавала по десять рублей от каждой подписки (а тираж у газеты 40 тысяч экземпляров) в помощь городским клубам по месту жительства. Редакцию поддержали читатели, представители малого бизнеса. Придумали еще вот что: издать семь раскрасок для детей — о городе, его истории, его людях, его предприятиях. Деньги на это тоже «организовывала» редакция.

Вообще в этом издании выработаны, можно сказать, АЛГОРИТМЫ СО-УЧАСТИЯ. Здесь в наличии четко выстроенная система и вполне осознанная политика соучастия.

— Сегодня «Березниковский рабочий» — глыба в плане благотворительности, — утверждает ее редактор Наталья Мальцева.

И с этим трудно не согласиться: собрано более 15 млн. рублей в помощь больным детям, в том числе вместе с фондом Чулпан Хаматовой «Подари жизнь» действуют проекты «Благотворительная подписка», «Больше чем слова» — это еще и интернет-проект), активно живут социально полезные рубрики и акции.

Приведу выдержку из редакционной концепции газеты:

— Принципы поиска тем. Принцип №1. При планировании газеты учитывать прежде всего желания реального работодателя. А реальный работодатель — это Читатель.

А вот и темы некоторых последних публикаций, сделанных по обращению читателей, — о зарплате врачей; о зарплате нянечек в детских садах; о качестве и ассортименте продукции «Пятерочек» и многие другие. Из обращений читателей выросли две большие акции, названия которых говорят сами за себя: «Чугунная фига» и «Золотое сердце».

Стараясь быть максимально полезными, журналисты считают главной задачей на страницах газеты НАУЧИТЬ читателя тому, чему он сам хочет научиться. Составить подробную, ясную, понятную инструкцию. Например, «Как купить что-то», «Как пользоваться чем-то», «Как делать что-то». Не возбраняется скачать инструкцию из Интернета, но журналист обязан проверить ее на себе, пройти каждый шаг, выявить неточности-несоответствия-непонятки и пояснить их.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Татьяна ЧЕРЕПАНОВА,
Пермский край


"Журналистика и медиарынок", № 05, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Светлана Макаренко, газета «Крымские известия, Республика Крым
Для себя решила: моими героями должны быть люди, делающие открытия, которые меняют нашу жизнь к лучшему. Люди, которые уверены, как Константин Циолковский, Что «невозможное сегодня станет возможным завтра».