Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Рано заказывать похоронный марш
для районных газет


У моего кота Тимофея есть халат, в который мы кутаем его после очередной помывки. Голубой махровый халат достался ему с моего не барского плеча совсем недавно, хотя одежке больше двадцати лет. 


Выкинуть было жалко: этим халатом мне выдали зарплату в далеком 1992 году. Сейчас мы даже веселимся, вспоминая то время, а тогда было совсем не до смеха: вознаграждение за труд редакции получали изделиями Омской трикотажной фабрики (жаль обанкротилась, а вещи были и довольно модные, и качественные), водкой омских ликеро-водочных заводов, сигаретами местного опять?таки происхождения, масляной краской, сеткой-рабицей и много еще чем.

МЫ ЕЩЕ НЕ ВСЁ СНОСИЛИ

Но ведь выжили! И Главное управление по печати Омской области сохранило все районные газеты, хотя и тогда витали в воздухе идеи прикрыть все, да и не мучиться с содержанием лишних ртов у областного пирога. А разве забыть, как тяжко было с деньгами в начале 2000-х, когда господдержки уже не стало и в финансировании соучредителей случались перебои, а типография ждать не могла наших расчетов, ей бумагу для газет не на что купить было? Собирали по рубликам и копеечкам, рассчитывались, умоляли отпечатать очередной номер в долг… и еще раз все выжили.

Новое время — новые беды. Не успели вдоволь наплакаться по поводу разящей наповал убогие «районки» заманухи Интернета, не все редакции разогнались в поисках подходящего контента в ответ на вызовы времени, а тут почта — с тарифами. Один коллега даже написал отчаянное письмо, которое назвал «Перед смертью не надышишься». Как говорится, тоже не могу молчать.

СПАСТИ ОТ ОДИНОЧЕСТВА

А так ли уж страшны для нас новые беды, как представляют наши завистники и конкуренты? Да, идет отчаянная борьба за субсидии, финансирование из бюджета рекламодателя. Кое-кто очень торопится заказать похоронный марш для районных газет. Вот только мы, вместо того чтобы горевать (хоть для приличия!) по этому поводу, ищем и находим свои ответы на вопросы.

Что будет с районными газетами после поголовной компьютеризации? Во-первых, никто сегодня не даст точного ответа на другой вопрос, когда эта «поголовная» случится.

Пока, Чтобы позвонить по сотовому телефону из дальнего села нашего района, надо залезть на крышу дома. Не до компьютеров сегодня очень многим в сельской местности, а даже те, кто облагородил свой быт Интернетом, воспользоваться этим благом цивилизации не всегда могут.

Плохо работает, не доступен. Но, надеемся, так будет не всегда, и к лучшему надо готовиться. Лучшее, оно, как и худшее, если обрушится в одночасье, мало не покажется.

У газеты давно есть свой сайт, мы его сознательно держали, да и сейчас, честно говоря, держим в полумертвом состоянии, потому что доходов от него крайне мало. Но в прошлом году сайт обновили, выучили универсального специалиста, который и напишет туда сам, и технически все сделает в лучшем виде, потому что по первому образованию компьютерщик. А еще мы потихоньку знакомим своего рекламодателя с возможностями сайта, с этой нашей новой площадкой для обеспечения нормальной коммуникативной связи на территории района. Это во-первых.

Во-вторых, мы еще в прошлом году открыли подписку на электронную версию газеты. Желающих пока немного, и все они живут за пределами нашего района. Наш народ все-таки предпочитает традиционную бумажную газету. Так что в самом крайнем случае (не надо нас пугать компьютеризацией) мы и сами уйдем в Интернет с концами, сохранив свое доминирующее положение на информационном пространстве территории муниципального района.

В-третьих, и это есть главное.

Ничто так не угнетает современного человека, как одиночество. Без пустого шума и словесной пыли районные газеты сегодня выступают в роли собеседников, защитников, спасителей, советчиков.

Служб социальных и надзорных сегодня хватает, но у них большие задачи, а маленькими проблемами маленьких людей заниматься хлопотно. Вот этой уникальной функции «районок» никто и ничто не заменит, и в плане снижения социальной напряженности на любой территории другого столь же результативного помощника государству просто не найти.

Семь лет назад редакция «Зари» перестроила работу с обращениями читателей. Именно тогда компьютеры начали появляться у населения массово и в районном центре самые продвинутые пользователи уже мотались по безбрежным далям Интернета. Там было про все, и только не было про то, почему в деревне последний магазин закрыли, а где теперь кусок мыла купить не объявили; про то, что на соседней улице яму вырыли и засыпать не собираются, а воды в колонке уже нет неделю; про то, что ребенку не досталось места в детском саду и в местной школе зачем-то собрали деньги на ремонт с родителей…

Поначалу мы даже поощряли читателей за лучшие вопросы, на которые сами же и искали потом ответы. Сейчас никого поощрять не надо. Наши читатели звонят, приходят в редакцию, пишут письма. Они теперь точно знают — это не напрасно, хотя мы честно предупреждаем, когда помочь не в наших силах. «Спасибо, что хоть поговорили со мной по-человечески» — в этой фразе тоже много смыслов.


С полным текстом этой публикации можно познакомиться в печатной версии журнала»
«Оформить подписку на журнал» или
«Купить журнал в Союзе журналистов России»

Валентина МОРОЗ,
главный редактор газеты «Заря»,
Омская область


"Журналистика и медиарынок", № 05, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Сергей Мельник, газета «Ставрополь-на-Волге», Самарская область
Здесь, в издании для сельчан и не желающих «отрываться от земли» горожан, я сделал приятное открытие: нигде, ни в каком мегаполисе, не ждут и не читают местную газету так, как на селе. И это греет душу и прибавляет веры, что твой «скорбный труд и дум высокое стремленье» кому-то интересны и нужны.