Журналистика и медиарынок

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Стойкий мультимедийный солдатик

Три СМИ одного города (две газеты и телевидение), филиалы ОАО «Татмедиа», некогда конкуренты, теперь работают под одним руководством. Зачем это было сделано? С прицелом на будущее. Сегодня нельзя не думать об эффективной организации и оптимальном содержании.


Так можно ли создать единый информационный ресурс в отдельно взятом городе, сохранив при этом конкурентность разных каналов коммуникации? Сегодня, спустя два года после объединения, утверждаем — можно!
Главное — четко выверить и провести процесс слияния коммуникативных технологий в единый мультимедийный ресурс. Поскольку газеты «Зеленодольская правда» и «Зеленый Дол» на протяжении десятилетий были главными соперниками и приносили деньги каждая в свою казну, нам было важно сохранить эту конкурентность, чтобы доходность не упала.
Сегодня подписка в «Зеленодольской правде» составляет 6000 экземпляров, розница около 5000, «Зеленый Дол» — подписка 1000, розница 6500. Общий тираж двух газет — 18500. Население Зеленодольска — 100 тысяч человек.

Генерал розничных «карьеров»

Сегодня при взлетевших ценах на почтовую доставку убеждаемся, что «подушкой безопасности» для нас станет продажа газет в розницу, которой мы давно занимаемся. Хотя за подписку будем по-прежнему бороться.

К нам стали часто приезжать из других редакций с вопросом, «как быстро окучить розницу». Хлопотное это дело, ребята, но если работать терпеливо, серьезно, получится.

Начать надо с поиска менеджера по продажам. Нашу Гульсину Хисамееву мы зовем «генералом». В свое время она работала мастером на заводе. Настойчивая, дотошная и главное — патриот газеты. С ее приходом количество точек продаж возросло с 56 до 98. Они разные: в объединение молочно?хлебных магазинов отдаем до 1700 экземпляров, в магазины в почтовых отделениях — 850, одному крупному частнику — 600, другому — 200, не чураемся и крохотных магазинчиков, где берут не больше 10 газет. Нам каждая копеечка важна.

Гульсина Набиулловна строго отслеживает, где магазин закрылся, а где открылся новый. Может прийти в неурочное время: «А что это вы наши газеты с видного места убрали?» Не забываем о поощрении продавцов.

Когда взяли под свое крыло вторую газету, не стали нанимать еще одного менеджера. До объединения у каждого издания были, кроме общих, несколько своих «неприкасаемых точек» продаж, теперь там продаем и «Зеленодольскую правду», и «Зеленый Дол» (всего сегодня 117 точек). Да, отчетности по бумагам прибавилось, а с этим у нас очень строго, но и зарплата менеджера выросла: ведь она работает на процент от продаж.

Редакция экономит и на доставке тиража, отпечатанного в Казани, обе газеты привозит одна машина (и подписной тираж, и розничный).

Конечно, переживаем за подписку в связи с новыми ценами, но надеемся, что сработает «сообщающийся сосуд»: меньше людей выпишут на почте — больше купят газету в магазинах, киосках.

Все время в режиме «перезагрузки»

А чтобы покупали и выписывали, правило одно: делай газету интересной. Чтобы обеспечить востребованность обеих, разделили контент: «Зеленодольская правда» — общественно-политическая, «Зеленый Дол» — информационно-развлекательная.

Содержание и верстка — разные: нам важно продать обе. Что выйдет в завтрашних номерах двух газет, знает порой только директор — главный редактор.

В любом городе есть люди — борцы по природе, активные и неравнодушные. Зеленодольск — не исключение, местные журналисты знают их, как никто.
И мы решили сделать ставку на гражданские инициативы.

На сайте «Новости Зеленодольска» (раньше у каждого издания был свой сайт, сегодня объединенный наполняют журналисты трех редакций, что практически сразу отразилось на его возросшем рейтинге) открыли рубрику «Задай вопрос мэру». За год жители задали более 3000 вопросов, а посещений уже 105 тысяч. Она дает нам самые горячие темы для публикаций и телесюжетов.

Жители сами предложили публиковать на сайте и «Ответы на вопросы», тут же высветилось, что многие опусы чиновников вызывают сомнение в их компетентности. Провели «очную ставку» — встречу с местными начальниками журналистов с вручением антипризов за самые курьезные ответы. Понятно, что реакция чиновников была разной в зависимости от чувства юмора. Но главное — одобрили читатель и зритель.

Они поддержали нас в инициативе присоединиться к российской акции «Бессмертный полк». Вместе мы вернули название старейшему дворцу города, вместе определили место, где быть новому скверу и где лучше проводить День города. Выбрали «Народного доктора», организовали акцию «В истории города не должно быть «белых пятен», написали тотальный диктант.

В 2014 году исполняется 17 лет, как в «Зеленодольской правде» выходит вкладыш юнкоров «Подсолнух», теперь запустили и новый газетный проект для активных людей в возрасте «Золотое время». Все три редакции проводят много конкурсов: «Папа может даже мамой быть», «Зеленодольская Снегурочка», «Самый трогательный силуэт» (фото беременных), «СПОРТ-кадр» и другие.

В эфир — каждый день

Сложной задачей было возродить телевидение. На зеленодольском канале выходили новости два раза в неделю и Деловой понедельник (совещание руководителей).

Сегодня несколько программ для разной зрительской аудитории. «Актуальная тема» — в формате горячей линии ответов на вопросы. «Крупным планом» — интеллектуальная программа с показом документальных фильмов на местную тему. Молодежная — «TVoе время», ее ведут выпускники школы юнкоров «Подсолнух». Платная музыкальная программа «Просто подари!..»

Проекты, которые помогают не только расширить аудиторию зрителей, но и зарабатывать: конкурсы талантов «Звездочка ТВ» и «Минута славы по-зеленодольски».

Помогла и активизация нашей работы с операторами связи: за год число абонентов выросло с 4000 до 23000.

Плюсы конвергентной редакции?

Некоторые сотрудники, в основном молодые, теперь работают и на ТВ, и в газете. На сайт пишут все.

Слияние помогло при проведении подписных кампаний. Раньше телекомпания и вторая газета стеной стояли против рекламы «ЗПравды». Сегодня транслируются ролики по подписке обеих газет, активно работает бегущая строка.

Объединение сыграло значимую роль для активизации сайта. Журналистам одной газеты каждый час выкладывать новости (а в «районке» это, как правило, не более пяти человек), да еще и не пропускать выходные сложно. У нас три редакции, ввели график дежурств, выкладываем и газетные материалы, и видеоновости. Если до объединения число просмотров за день было не более 300, то сегодня ежедневно стабильно 2300.

Были дни, когда цифра переваливала за 10000.
К примеру, в ночь, когда наша землячка Дина Гарипова выступала на «Евровидении», мы вели прямой репортаж на сайте с городской площади, где жители собрались поддержать любимую певицу.

Коллективы редакций не похожи друг на друга. «Зеленодольская правда» — это мудрость, основательность, требовательный и качественный подход к делу. «Зеленый Дол» и телекомпания, где значительно обновился кадровый состав, — молодость, креатив, энергетика, стремление выходить с инициативами в народ.

Важно, что случайных людей нет нигде, все искренне болеют за конечный продукт.

Журналистам последнее время часто говорят (что удивительно, не только на мастер-классах, но даже чиновники): «Представитель вашей профессии должен быть «универсальным солдатом» — уметь и в газету писать, и сюжеты делать на ТВ, и в Интернете работать». Хочется вспомнить еще и Андерсена — не только универсальным, но и «стойким солдатиком». Иначе нельзя. Редактору особенно, тем более когда в подчиненных любящие свою работу «генералы».


Татьяна ВИТОВСКАЯ,
директор — главный редактор филиала ОАО «Татмедиа» «Информационный центр «Зеленый Дол»,
Республика Татарстан


"Журналистика и медиарынок", № 05, 2014


 

ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК: НАШИ АВТОРЫ

Марина Вагина, газета «Соликамский рабочий», Пермский край
Журналистика не терпит людей случайных. В нее приходят только те, кто понимает, что это общественная деятельность. Правильно говорят, что журналистика, как и кино, не имеет возраста. В профессии остаются, как правило, те, кто пришел в нее по большой любви,