< Предыдущая | Следующая > |
---|
Будущее строят дизайнеры,
или как побороть страх пустого пространства
Митя Харшак — учредитель и главный редактор журналов «Проектор» |
КАСЮТИН Поделитесь вашим видением того, что происходит в графическом дизайне. ХАРШАК Когда настольные издательские системы вошли в профессию, все кинулись в ничем не сдерживаемую жуткую компьютерную графику. В определенный момент стало просто тошно. Сейчас мы, наверное, на гребне процесса возвращения ценности ручной графики, некоего профессионального рисовального мастерства. Профессия иллюстратора, крайне не востребованная в 1990-е годы, возрождается. ВЯТКИН Проводя контент-анализ местной прессы, я обнаружил, что публикаций, посвященных современному искусству, в ней практически нет. Редакторы и журналисты говорят: «Да мы, во-первых, его не понимаем, во-вторых, не знаем, как об этом писать». Можно как-то изменить эту ситуацию? ХАРШАК Почему Моисей водил евреев сорок лет по пустыне — чтобы вымерло поколение, видевшее рабство. Надо двигаться исключительно эволюционным путем, постепенно наращивая градус присутствия качественного дизайна и визуального искусства в общей картине мира. Но я не вижу никаких предпосылок для появления публикаций по актуальному искусству в региональной прессе, потому что единственный живой пример — это пример Пермского музея современного искусства, организованного Маратом Гельманом в Перми. И погнали оттуда современное искусство поганой метлой. КАСЮТИН Когда я смотрю очень многие газеты и журналы нашей страны, возникает ощущение, что коллеги ничего не видят, не думают, не понимают очевидных вещей. Говорю о совершенно беспомощном дизайне. Невкусно и неудобно. А может, наоборот, это органично и созвучно тем, кто берет в руки подобную продукцию? ХАРШАК Дело же не только в прессе. Можно выйти на улицу, посмотреть, как у нас делается почти вся наружная реклама, витрины, вывески. Вот он, средний уровень визуальной культуры. Это связано в значительной степени с определенной девальвацией профессии дизайнера. КАСЮТИН Проблемы с чрезмерными текстами вас в какой-то степени касаются? Если в газете можно терпеть длинноты, не сопровождаемые иллюстрациями, то для журнала — это потеря лица. ХАРШАК Наверное, это издержки профессии, но я делаю всю свою периодику от картинки. Никогда не поставлю публикацию, если она не снабжена вменяемым визуальным рядом. В силу того что «Проектор» — это журнал о дизайне, там картинка — объект исследования. «Антиква» — это журнал о вещах, об антиквариате, о предметах искусства, коллекционировании. Там, естественно, тоже должен быть очень сильный и вкусный визуальный ряд. А текст служит в данном случае неким сопроводительным, разъясняющим, описательным элементом. Для меня, безусловно, образ важнее текста.
"Журналистика и медиарынок", № 03, 2014 |