< Предыдущая |
---|
Метод нечеткого представления
|
Материалы неопределенной тональности, неопределенного назначения, неопределенного жанра занимают наши страницы Таковы результаты исследования, проведенного Фондом развития информационной политики (ФРИП) в конце 2011 года по поручению и при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Использовалась случайная выборка по всем регионам РФ (свыше трехсот изданий). А в 2012 году анализу подверглись районные и городские газеты одного из субъектов федерации Приволжского федерального округа. Как и в первом случае, респонденты отвечали на вопросы тех же анкет, которые были разработаны Александром Колесниченко и Михаилом Вяткиным при участии Светланы Салтановой. Результаты обоих исследований оказались практически одинаковыми. Расхождения по отдельным показателям не превышали 5%, что вписывается в рамки допустимой погрешности и говорит о том, что результаты имеют общесистемный характер. Сразу необходимо оговориться. Полученные цифры являются не абсолютными, а относительными величинами. Поскольку они соответствуют представлению главных редакторов о своих изданиях. География публикаций Информационный повод Учет различных мнений Авторы публикаций Цели публикаций Тональность материалов Жанровое разнообразие Общая газетная площадь делится примерно в таком соотношении: Таковы характеристики среднестатистической российской муниципальной газеты. Разумеется, они далеки от идеальных и вряд ли соответствуют информационным потребностям читателей и вызовам сегодняшней повестки дня. Однако на эти результаты можно посмотреть как на мерку для уточнения собственных позиций. Редакторам можно сопоставить с цифрами параметры своей газеты. Затем, наметив приоритеты, уже решать, каким образом следует скорректировать информационную политику издания. Что волнует читателя и чему уделяется недостаточно внимания? 5% и меньше набрали следующие темы: молодежные проблемы вкупе с образованием, история вместе с патриотизмом, культура (включая духовность, мораль, нравственность), экономика, портреты и житейские истории. Редакторы считают, что не следует уделять большее внимания следующим темам: гражданские и общественные инициативы, частное предпринимательство, коррупция и журналистские расследования. Неожиданное открытие или степень скрытого лукавства Редакторы (а наши исследования проводились на анонимной основе) воспользовались тем, что, отвечая на конкретный вопрос, можно было не думать о возникающей сумме итогового выбора. Эта сумма в итоговых расчетах и не предусматривалась — мы стремились оценить отдельные показатели. Новый метод показал расхождения. Когда они укладывались в 5%, цифрам мы не придавали значения. Но вот яркие примеры: публикации неопределенной тональности (не критические, не одобрительные и не нейтральные) — 15% от общего числа всех публикаций; материалы, которые Получается, что наш усредненный редактор либо не знает, либо лукавит. Многолетний опыт общения с руководителями местных изданий склоняет меня ко второму варианту. Когда вокруг власть, госструктуры, бизнес и читатели, и у всех свои представления о задачах местной прессы, хочется иметь возможности для маневра. Интуитивно найденный метод нечеткого представления, вероятно, позволяет редактору легче переносить волнения в море житейском. Ситуация все-таки довольно грустная. Хочется, чтобы СМИ занимали бы более четкую позицию. Наверняка это вызовет большее доверие читателей. Михаил Вяткин "Журналистика и медиарынок", № 02, 2013 |