Новый год и лето больше всего любят за надежды на поворот к лучшему. Не случайно слова «будущее» и «светлое» в языке практически неразрывны.
Вот и здесь мы мало говорили о реальном, зато много о виртуальном. Особенно запомнились смарт-линзы, предложенные коллегой читателям районки образца 2020 для просмотра в онлайне ее богатого 3D содержания.
И вот пройдена половина пути до намеченной круглой даты. Давайте прочертим линию из вчерашнего в завтрашний день.
Ускорителем перемен номер один выступила, казалось бы, архаичная почта. За четыре года мы потеряли в тиражах, но не сильно, потому что приняли ценовой удар на себя.
А также — в объеме и периодичности, что позволило снизить издержки.
Онлайн не стал местом для плодотворных дискуссий. Мы так и не научились спорить без драки. Призывы к гиперинтерактиву и конвергенции при отсутствии потребности в обратной связи и владении ремеслом выглядят пустозвонством. Растаяла вера в чудесный переход денег из принта в онлайн. Контент сервилен, дизайн чужд визуальных соблазнов.
Четыре года спустя. Две условные стаи: стервятники, рыщущие за добычей, и не умеюшие летать страусы.
1. Стервятники. Сети ньюсмейкеров, экспертов, респондентов, дистрибьютеров — ядро штатных сотрудников — коммерческие и общественные спецпроекты — опора на контент аудитории — широкополосные местные новости — фактчекинг — жесткий дизайн и форматы — самостоятельные паблики и онлайн. Массы платят за то, что не в состоянии сделать сами.
2. Страусы. Почти полное замещение авторских материалов официальными и рекламными — не щедрое спонсорское или бюджетное субсидирование — тающий тираж, с трудом удерживаемый манипулятивной подпиской — принт и онлайн: тождественные симулякры — окончательная депрофессионализация штата. Массы не платят, да от них это и не требуется.
ПРЕДСКАЗУЕМО, какие птицы будут доминировать в нашей стае. Но если эволюция — это естественный отбор, то в кого в конце концов нас превратит искусственная селекция?
|
Владимир КАСЮТИН
|
|
"Журналистика и медиарынок", № 05, 2016 |